Левая психология. Часть 8.
В предыдущей части я говорил про конкуренцию при капитализме, вернее, про иллюзию, в которой мы пребываем, искренне полагая, что конкурируем с чем-то реальным за что-то дефицитное и необходимое. Конкуренцию при современном капитализме можно коротко описать так: борьба за место под солнцем там, где никто бороться не хочет, да и места предостаточно для всех.
А что при коммунизме? При коммунизме, конечно, тоже существует ресурсная ограниченность. Это фундаментальное свойство природы, от этого никуда не деться. Но если эта ограниченность преодолевается даже в условиях стихийной рыночной экономики, то что уж говорить про плановый подход с применением современных вычислительных мощностей. Конкуренция при коммунизме — это даже не соревнование за распределение ресурсов между проектами или за более творческую, интересную работу между творческими работниками. Настоящая борьба при коммунизме происходит в другой плоскости.
В первобытно-общинном строе не было конкуренции между людьми, но было сотрудничество. Была конкуренция с природой, с дикими зверями, с голодом и холодом. Люди в общине объединялись для борьбы против беспощадного безжалостного врага: дикой природы.
Как только общество достигло достаточного уровня комфорта, когда неблагоприятные условия среды уже не угрожали непосредственно выживанию, началась эпоха конкуренции между людьми: возник рабовладельческий строй, потом феодальный и капиталистический.
Но делись ли куда-либо неблагоприятные условия среды, угрожающие человеку? Или может, человек превратился в бога или в бесплотный дух, которому все нипочем, и он больше не зависит от материальных условий среды? Да нет, люди остались людьми: нам надо кушать, мы боимся холода, мы болеем, умираем, как правило, «внезапно»… В конце концов, может прилететь метеорит, который уничтожит планету.
При капитализме люди как-то забывают, что есть конкурент гораздо более могущественный, чем твой сосед. Это природа, стихия. Забывают, что жизненно важно кооперироваться внутри общества для конкуренции с глобальными вызовами и проблемами. И при коммунизме конкуренция осуществляется как раз с объективными неблагоприятными условиями жизни.
При капитализме конкуренция — это схватка с другим человеком. С психологической точки зрения, она начинается с восприятия другого человека именно как «другого». При этом игнорируется важный факт: люди генетически идентичны на 99,9 процентов. Известная фраза, что все люди — братья и сестры, имеет под собой вполне научное обоснование. По сути, опираясь на такой огромный процент схожести, мы можем говорить, что, отнимая что-то у другого человека, мы отнимаем у родственника или даже у себя... И как просто обличать недостатки, грехи и преступления других, потому что мы знаем, что мы такие же и мы совершаем те же грехи и преступления. Но себе в этом мы никогда не признаемся. Гораздо проще обвинять своего ближнего во всех тяжких, чем в себе самом что-то улучшить.
При коммунизме человек имеет смелость заявить, что он несовершенен, что он не лучше других, поэтому ему следует работать над собой в первую очередь, а работая над собой, — мы исправляем других. "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи". Такова диалектика.
Даже когда провозглашается «борьба с буржуазией», имеется ввиду именно борьба с мещанством как явлением психологическим и социальным, а не борьба с конкретными людьми. Кто такой буржуа? Это тот же человек, похожий на всех остальных на 99,9%. Если бороться с человеком, опять получится внутривидовая схватка, как при капитализме.
Конкуренция при коммунизме - это не борьба с себе подобными. Это схватка с силами дикой природы во внешнем мире, с трудностями и опасностями безжалостной вселенной и соперничество с дикой природой в себе самом — преодоление себя, своих ограничений, слабостей.
При капитализме человек уподобляется разбойнику, который нападает на ближнего своего, когда тот безоружен и наименее готов. Это путь труса, слабака, а не «путь воина». Любая стратегия конкурентной борьбы сводится к правилу "сильный жрет слабого". И как бы сторонники макиавеллизма ни восхваляли такое поведение, «сильный» здесь на самом деле оказывается всего-навсего расчетливым, трусливым, беспринципным субъектом. Здесь нет ничего человечного или романтичного.
При коммунизме человек борется со своими недостатками, в первую очередь, ленью, глупостью. «Учиться, учиться, еще раз учиться», - в этой фразе скрыт гораздо более фундаментальный смысл, чем можно сначала представить. От лени и глупости берут начало все остальные недостатки: трусость, злость, зависть, неумеренность. И эти враги намного могущественнее всех соперников во внешнем мире. Но при коммунизме Человек выбирает самый сложный путь и не боится вступить в схватку с ними.
Конкуренция при коммунизме есть, и это схватка не на жизнь, а на смерть. При капитализме происходит борьба с человеком в мещанине. При коммунизме идет борьба с мещанином в человеке. В этой битве победитель получает все и пленных не берут.