Обычно думают, что повар придумывает блюдо от и до полностью сам: навыдумывал несочетаемого, сгрёб продукты, приготовил и радуется: я сделяль.
Само собой, тут же раздаёт всем окружающим ложки и предлагает попробовать. И окружающие, если не враги сами себе, пробуют и нахваливают, как бы ни хотелось выплюнуть украдкой. Повар - существо ранимое.
- Даже наиранимейшее.
На деле же бывает такое, что какое-то блюдо придумано не одним, а двумя... или даже, да-да, тремя поварами.
Однажды в заведении, где мне довелось отработать какую-то часть своей единственной жизни, подавали десерт, который представили сразу четверо:
- от кондитера была основа и крем, как бы фундамент десерта,
- повар горячего цеха увидел сей набросок первым и предложил рәхәтләнеп добавить черешню,
- повар холодного цеха увидел, как добавили черешню, и сообщил, что у него очень много мисо-пасты, и её надо куда-то девать, так не впихнуть ли её в крем,
- а шеф, которому принесли пробовать результат трёхстороннего ЭКО, придумал накидать ещё сверху икры, чтоб у всех гостей глаза на лоб.
То есть, понимаете ли, с поварами всё-таки не совсем такая же ситуация, как, например, с писателями; недаром же сказано у Юрия Никитина:
"Работать вдвоем, втроем или коллективом хорошо, скажем, при рытье канав, но не в творчестве. Литература - сугубо интимное дело, глубоко личное, не могут два человека в унисон думать одно и то же и чувствовать одно и то же".
И дальше он вопрошает, дескать, можете ли вы себе вообразить, чтобы в соавторстве работал Лев Толстой?.. Булгаков?.. Достоевский?..
И хотя всякий сможет припомнить хотя бы один удачный пример именно соавторства - хоть "Не время для драконов", хоть "Понедельник начинается в субботу" - но это редкие исключения.
Таким образом, существует жанр совместного гастрономического ужина: когда два шефа собираются в одном заведении и представляют некий такой особый, непостижимо вкусный сет из скольки-то блюд, каковой вышеупомянутый сет - результат объединённых усилий.
Но совместный гастроужин - это не совсем соавторство, это скорее издание под одной обложкой двух авторов. Потому что в сете, как правило, приблизительно половина блюд - от одного шефа, ну а дальше - сами понимаете.
- Только не спрашивайте, какая из половин больше.
В гастрономической столице России не так давно прошёл как раз такой ужин. Сет состоял из шести курсов + четыре бокала от приглашённого сомелье, что умело подобрала сопровождение к блюдам, которые без сопровождения - ну никак.
Подавали:
- Картофель / осьминог;
- Заварной крем с грибами и фундуком;
- Веллингтон из конины;
- Краб / ананас;
- Тыквенный кисель / фуа-гра;
- Конфеты из корта с черной смородиной.
Собственно, вот крошка-картошка с осьминогом:
В разобранном виде выглядит вот так
Далее - крем с грибами (одним грибом, если быть занудным), гренкой и фундуком в трюфельном масле:
Третья фигура - конина в двух видах + шпинат + соус:
Краб и ананас:
(Как будто кто-то поел поке, выпил замечательное кофе капучино с корицей погорячее, и его вырвало, не находите?)
Тыквенный кисель с фуа-гра (на современном гастроязыке это называется "предесерт"):
И - десерт: конфеты из кырта на несъедобных бобах:
На самом деле и бобы съедобные, просто в этом случае они выполняли роль некоего такого особого, непостижимо фотогеничного декора.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, ну и сколько же, наглый халдей, официантишко, подавальщик, это всё стоило?
А я вам отвечу - по-моему, весь сет стоил 4 тысяч рэ с носа. По-моему, сущие копейки.
Ну а подачку-то, спросит прозорливый читающий, вам после такого обильного ужина кинули?
А я вам отвечу - кое-кто считает, что если оплатил сет, то официанту уже ничего как бы и не нужно оставлять.
Слава богу, таких меньшинство.