Найти в Дзене

Ты мне не конкурент: как в ИТ относятся к новичкам, окончившим онлайн-курсы

Оглавление

Реклама ИТ-курсов в последние годы звучит из каждого утюга. За 3-4 месяца вы непременно станете магом в 1С, научитесь делать сайты на коленке и пилить роскошный дизайн для инфобиза, по щелчку пальцев превратитесь в тестировщика или крутого аналитика.

Гарантированное трудоустройство, говорили они.

А теперь встанем по другую сторону барьера. На место HR, которые собеседуют массы выпускников курсов по ИТ-технологиям, а еще лучше на место их будущих коллег. И узнаем, как большинство сеньоров и мидлов относится к новоявленным джунам.

Учение — свет?

Многие современные зубры ИТ пришли в сферу 10-15 лет назад, когда онлайн ИТ-курсы еще только зарождались и не появлялись на свет в несметном количестве. Большая часть этих людей постигало программирование эмпирическим способом, грубо говоря, набивая себе шишки. Кто-то пытался упереться в книги (довольно унылый способ, если не практиковаться), кто-то искал наставника, а кто-то с разбега прыгал в набегающие волны, ошалев от собственной смелости. Но самое главное — все они твердо понимали, что никто не даст им волшебную таблетку со знаниями. А кто не понимал, быстренько отваливался и возвращался в родную среду.

Что же мы видим в современных ИТ-курсах? Что обещают нам умные маркетологи:

— поможем с резюме;

— поможем с трудоустройством;

— гарантируем помощь в поиске работы;

— получайте самые основные навыки;

— освоить *специальность* может каждый;

— это доступно любому;

— нашим студентам сразу предлагают стажировку;

— просто объясним самые сложные темы.

Потенциальный студент читает это как:

— за меня напишут резюме;

— ух ты, можно трудоустроиться по блату (наверное, у них есть компании-партнеры, которым нужны джуны, и они туда запихивают всех выпускников);

— не надо тратить время на изучение дополнительной литературы, она наверняка не важна для работы, и не пригодится на практике;

— ничего страшного, что я не понимаю английский/математику/не имею художественного вкуса и т.п., вон говорят же, что научат самых тупых по специальной методике.

На самом курсе педагоги пытаются осторожно донести до студентов мысль, что после прохождения воркшопов и мастер-классов им все равно придется много учиться самостоятельно. 90% студентов ни осторожных, ни прямых намеков не понимает. А некоторые педагоги и вообще не пытаются: главное, отработать положенные часы, а там и трава не расти. И винить их за это сложно.

-2

На собеседовании

Один мой целеустремленный знакомый учился на таких курсах. Больше всего его потрясло абсолютное нежелание сокурсников гуглить. Они шли к куратору в чат с любым, даже самым тупым вопросом, который можно закрыть через пять минут после захода в поисковик. В домашках регулярно делались одни и те же ошибки: сначала кураторы были очень терпеливы, но под конец были уже близки к нецензурным выражениям.

В целом, с курса вышло примерно 5-7% потенциальных джунов. Но это не значит, что оставшиеся 93-95% приняли такое положение вещей. Наоборот, все воодушевленно ринулись на собеседования.

Смотрим на это в моменте.

Компании потребовался дизайнер, с целью подготовки замены на место уходящего специалиста. Руководство было согласно на стажера, с тем, чтобы обучить его всем нюансам работы именно у них (предыдущий спец пришел таким же способом, отработал пять лет, выгорел, не увидел перспективы дальнейшего роста и решил покинуть коллектив). Но были условия: стажер должен быть толковым, мотивированным на самообучение и готовым принять темпы работы в компании. На довольно прилично оплачиваемую стажировку (полноценная зарплата джуна) закладывалось 2-3 месяца. Если человек смог бы прокачаться быстрее, начальство было согласно быстрее повысить зарплату. Готового спеца брать не особо горели: предыдущие попытки заканчивались тем, что люди уходили в более рыбные места, отработав год. Предполагалось, что стажер задержится хотя бы на 3-4 года).

Мы закинули объявления в подходящие каналы, в том числе и в различные Клубы выпускников онлайн-дизайнерских школ. Выпускники мгновенно возрадовались и засыпали нас резюме. Что хочу сказать: три четверти пишет так, как учили на курсах специалисты по приукрашиванию действительности.

-3

Типичные ошибки: рассказывают о себе очень много лишних вещей, не имеющих отношения к нынешней вакансии. Вроде «как я трудился на первой работе 15 лет тому назад». Говоря о своих навыках, сильно привирают.

При этом наше объявление было составлено с четкими запросами, на которые надо было просто ответить. Резюме на двадцать страниц никто не просил — все же понимали, что это стажеры, неоперившиеся птенцы, откуда у них взяться огромному опыту. Мы запросили:

— предыдущее (последнее) место работы (отдавалось предпочтение тем, кто хоть как-то был раньше связан с дизайном);

— умение работать с любыми графическими редакторами без привязки к основному месту работы (если человек шарил в чем-то вроде Corel, Photoshop, Illustrator, Figma, это уже ставилось в плюс, а если еще и в чем-то очень хорошо, это был двойной плюс);

— основные общие навыки, которые в целом преподавались в этих школах — специально прошерстили содержимое курсов на предмет поиска тех же умений, которые требовал работодатель;

— место жительства (чтобы человек не задалбывался на первых порах ездить по два часа утром в офис), но были готовы рассмотреть и далеко живущих, если кандидат казался неплохим вариантом;

— образование;

— soft skills;

— и еще пара мелочей относительно того, насколько кандидат готов развиваться в сфере самостоятельно.

К нам пришло около 120 откликов. Из них примерно 20 человек написали то, что от них требовалось. Остальные растеклись мыслью по древу — возникло ощущение, что они прочитали какую-то другую вакансию, а к нам отправили отклик случайно. Мы их быстренько отсеяли и приступили к нашей двадцатке.

Из двадцати сразу исключили еще пятнадцать человек по таким принципам:

— убирали людей с явно нулевыми навыками, они не смогли бы взять нужный темп, если до сих пор не взяли его даже на курсе;

— убирали незаинтересованных людей, тех, кто написал на авось, особо не запариваясь насчет потенциальной работы;

— откровенно безграмотных (мы не граммар-наци, каждую запятую не считаем, но если человек пишет с очень глупыми ошибками и не замечает этого, это заставляет задуматься);

— неадекватов.

Осталось шесть человек.

-4

Позвали на собеседование. Три кандидата рассчитывали на зарплату в районе 60-70 тысяч сразу. Задали вопрос — возможно, вы уже готовый джун и можете показать если не портфолио, то хотя бы просто пару сделанных проектов? Двое показали очень слабые учебные работы, один не смог и этого. Ок. Причем HR озвучил тот факт, что работодатель готов платить данную сумму, если дизайнер гарантирует соответствующий результат.

Из троих оставшихся оффер отдали самому адекватному в общении. Hard skills у всех троих были на примерно одной позиции.

Итоги. Все чаще замечаю тенденцию, что люди с курсов не спешат заниматься самообразованием и саморазвитием. Они как на курсах ждут, что им все подадут на блюдечке, так и у работодателя.

Что говорят в коллективах

Может, я злой и нехороший HR, который не понимает тонкую душу будущих программистов, дизайнеров и иже с ними? Ведь известно, что люди из ИТ очень чувствительны, и к ним относятся по-особенному. Даже работать надо уговаривать.

Давайте попробуем поспрашивать коллег таких кандидатов.

«Руководство взяло девочку на позицию SMM. На третий день она не вышла на работу. Звоним, она объясняет свое отсутствие — я не думала, что здесь придется столько работать».

-5

«Проджект-менеджер в нашей компании — это проклятая должность. На нее приходят люди с очень причудливыми заскоками, способные внезапно нахамить клиенту, забыть о важной встрече и не желающие задержаться на работе даже на пять минут, чтобы ответить на важный звонок или сообщение. Зато все они с похвальной регулярностью опаздывают на час-два в офис с утра».

«Хочется обратиться к тем, кто учится на курсах ИТ-программирования. Ребят, если вы только вошли в ИТ, и навыки у вас околонулевые, не надо думать, что вас встретят, как сеньоров. Пока вы стажеры, в лучшем случае — джуны».

«Онлайн-курсы обучения ИТ генерируют поток людей с огромным самомнением, желающих ничего не делать и много получать только потому, что они закончили эти курсы».

«Пока придет кто-нибудь нормальный с онлайн-курсов, столько нахлебаешься.
Говорю это как человек, занимающийся наставничеством».

«Есть такой анекдот про преподавателя, который просто так ставил студентам на зачетах тройки. Когда его спросили, зачем он это делает, он, улыбаясь, ответил — снижаю число своих потенциальных конкурентов. Иногда кажется, что на онлайн-курсах работают именно такие преподаватели».

«Мне все равно, как разработчик пришел в ИТ, лишь бы был готов пахать и расти. Однако практика показывает, что самоучки адекватнее и активнее «курсистов». Поэтому проще выбирать людей по их пет-проектам, чем по сертификатам. Я и HR говорю об этом, жаль, что меня не слушают».

-6

Как вырасти в конкурента

По статье может сложиться впечатление, что я против онлайн-курсов, взращивающих ИТ-специалистов. Но это не так — оттуда тоже приходят адекватные, готовые работать кандидаты. Я лишь хочу оставить небольшое послание для людей, которые решили проложить путь в IT через курсы:

  1. Берите все, что вам дают при обучении. Берите максимум, который можно взять. Не откладывайте: я потом досмотрю это видео, дослушаю спикера, сдам домашку после окончания курса. С вероятностью 99% этого не случится.
  2. Никогда не задавайте вопрос, предварительно не погуглив. Так вы учитесь искать нужную информацию — навык, который вам однозначно пригодится в работе, когда ни куратора, ни наставника рядом не будет.
  3. Делайте домашки максимально хорошо. Это те проекты, которые вы покажете при трудоустройстве или при поиске клиентов.
  4. Не заканчивайте учиться после курсов. Помните, вам дали базу. Остальное придется нарабатывать самостоятельно.
  5. Трезво оценивайте свои навыки и знания. Не надо просить за работу 50к, если вы не можете сделать на 50к.
  6. Если вам нравятся ваши первые проекты спустя день, месяц, полгода, год, вы не видите в них ошибок или недочетов — это плохо. Значит, вы ничему не учитесь и не растете.
  7. При покупке курсов не смотрите на работы-примеры. Обычно это проекты самых лучших студентов, которые уже до курсов имели определенные навыки. Смотрите лучше на содержание учебной программы.
  8. Помните: получить что-то, вложить информацию в свою голову можете только вы. Куратор дает, а брать или нет — это ваш выбор.

А среди вас есть те, кто уже отучился на онлайн-курсах? Расскажите, каким получился путь в профессию.