Детям рассказывают сказки про добро, которое побеждает зло, про сильных героев, которые помогают слабым, про любовь, волшебство, взаимопонимание. Но зачем, если реальность более сложна, не всё в ней так однозначно?
В детстве закладывается первый и важнейший фундамент нашей личности, формируется внутренний ребёнок. Из детства во взрослую жизнь переходят наши травмы, ранимость, но не только они, в том числе из детства переходят сострадание, способы решения конфликтов, умение доверять и делиться внутренним. Сказки как раз учат ребёнка доброте и эмпатии, сопереживанию, а также последствиям поступков.
Ребёнок, представляя персонажей из сказок, учится пониманию внутреннего мира, узнаёт, что внутренний мир в принципе существует. Он представляет проблемы героев, конфликты, узнаёт способы решения. Сказки закладывают в ребёнка самые светлые ценности, веру в то, что добро есть и оно нужно.
Каждый хочет любви, каждый хочет понимания и быть услышанным. Если сразу начинать рассказывать ребёнку про «суровую реальность», «каждый сам за себя», «не всё так однозначно», то радость и мечтательность в нём быстро угаснут, и в будущем, когда он вырастет, во внутреннем ребёнке не будет той же сострадательности. Вероятно, такому взрослому, выросшему на «суровой реальности», будет чуждо доверие, искренняя яркая радость, в конфликтах он упрётся рогами и будет настаивать на своём, а не стремиться к пониманию собеседника и донесению себя и своих чувств.
Есть, конечно, и другая грань — жизнь в розовых очках, идеализация всего и вся. Да, это тоже ничего хорошего не даёт, и очки необходимо снимать, но это не значит, что придётся убирать всю внутреннюю доброту и веру в людей.
Помимо доброты, развиваются навыки решения проблем, а также дети учатся выражению собственных чувств. В сказках часто фигурируют персонажи, которые решают проблемы, преодолевают препятствия, что развивает мышление. Истории преподносятся в интересной и простой форме, это помогает лучше понять сложные эмоции и страхи.
И, конечно же, польза есть в расширении словарного запаса и развитии воображения.
Автор: Свищёва Татьяна Викторовна
Психолог, Семейный психолог Сексолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru