Найти тему
ПЕРЕВАЛ

Эту песнь мы не сможем забыть…

В марте нынешнего года исполнилось 135 лет со дня рождения Александра Николаевича Вертинского. Конечно, клуб ПЕРЕВАЛ не мог пройти мимо этой даты. Потому что Вертинский имеет непосредственное отношение к авторской песне, именно он заложил концептуальные основы жанра.

Зрительский интерес к теме был такой, что в библиотеке не хватило стульев.

Раменская библиотека №4, март 2024
Раменская библиотека №4, март 2024

Имя Вертинского – легенда. Это был великий поэт и великий артист. Вернее сказать, он был больше, чем поэт и гораздо больше, чем артист. Его поэзия, музыка, пение – шедевр эпохи русского декаданса, да и вообще Вертинский – это уникальное явление в нашей культуре.

Его искусство обладало такой силой, выразительностью и глубиной, что имело невероятный успех у самой широкой публики, независимо от классов, сословий и политических позиций. Это было и в дореволюционный период, вошедший в историю нашей культуры как Серебряный век, и все 25 лет эмиграции, когда он объехал с концертами полмира, и после возвращения на родину в 1943 году... Даже всемогущий и беспощадный Сталин оказался во власти его таланта, обаяния и редкостной индивидуальности. Хотя о Вертинском не писали в газетах, не издавали сборники его стихов, не устраивали с ним радиоэфиров, каждое его выступление сопровождалось аншлагом. Так он и прожил в СССР последние свои годы в статусе полуразрешённого-полузапрещённого, но истинно народного артиста.

Александр Николаевич Вертинский (1889-1957)
Александр Николаевич Вертинский (1889-1957)

Вертинский был бесконечно мудрым человеком. Он мог жить и творить в любых условиях, в любом окружении. Благодаря своему терпению, доброте, самоиронии, но главное - состраданию к людям, жалости без упрёка… А люди (тем более русские люди) так устроены, что простят любые грехи Поэту, который их пожалеет…

Перелистывая страницы биографии Александра Вертинского, мы снова и снова открываем для себя Личность - на сломе эпох, на сломе культур. Мы видим, как Поэт нёс свой талант, свою доброту, благородство и веру в людей через грязь и жестокость своей эпохи, через обманы и предательства, через непонимания и несправедливости… Мы учимся у него человечности.

Не случайно Александра Вертинского называют предтечей авторской песни. Именно он внедрил в песню театральность, поставил на первое место стихи, интонацию, выразительность. И это получило дальнейшее развитие в бардовской песне.

Вертинский создал свой собственный жанр, свой собственный театр, в котором он и артист, и режиссер, и поэт, и композитор. В этом театре средствами «музыкальной декламации» разыгрывались потрясающие моноспектакли. Он восхищал высокой поэтичностью фразы и почти неправдоподобной лёгкостью самых рискованных контрастов и переходов.

Его песни – это маленькие баллады. Их персонажи любят и страдают, мечтают о счастье и гонятся за жизнью, тоскуют и рыдают...

Конечно, как артист Вертинский неподражаем. Он блестяще владел искусством интонации, мог одним жестом «сыграть» любую эмоцию, одним движением руки показать всего человека. Многим нынешним «звёздам», орущим и кривляющимся на эстраде, этого просто не понять…

Он умел быть одновременно грустным и ироничным, романтичным и насмешливым. Тонкое колдовство его голоса обожали все: мечтатели и бродяги, танцоры и циркачи, богема и падшие женщины… для каждого у него находились слова утешения.

Вертинский подкупал слушателей глубочайшей искренностью, обнажённостью чувства. Он не боялся говорить и петь о том, что беспокоило каждого человека, и пел так, что ему доверяли безоговорочно.

Как его назвали с самого начала – «Поэт, странно поющий свои стихи, ни на кого не похожий, небывалый», таким он и оставался всю свою жизнь. Таким остаётся и теперь.

-4

Богатейшее творческое наследие Александра Вертинского не перестаёт привлекать и вдохновлять людей, понимающих толк в поющейся поэзии.

Правда, петь песни Вертинского под гитару сложнее, чем под рояль. Потому что гитарой заняты руки и посему жесты отменяются, из выразительных средств нам остаются только интонации…

-5
-6
-7

Программа нашего вечера включала любимые шедевры, среди них – «Алёнушка», «В синем и далёком океане», «Танго Магнолия», «Над розовым морем», «В степи молдаванской», «Мадам, уже падают листья», «Злые духи», «Сумасшедший шарманщик», «То, что я должен сказать», «Доченьки», «Жёлтый ангел» и другие.

Песни Вертинского – словно живописные полотна. Он создал собственный поэтический мир - утончённый, сияющий благородством, кипящий страстями… и как будто бессмертный.

Вертинский умел без страха заглядывать в бездну, в том числе в бездну любовную. Он как никто другой чувствовал драму любви, её одновременную иллюзорность и подлинность, её сложность, неподвластную никакой логике и никаким расчётам. Артиста иногда упрекали в том, что он якобы эстетизирует ветреность. Нет, вовсе не ветреность он воспевал, а вечную интригу любви и различные её стадии, её безотчётное побуждение и тайные знаки, её способность заменить человеку весь мир и её умение весь мир отнять… Его романсы – это положенные на музыку заповеди любовной науки. Уникальная тонкость натуры Вертинского действовала на женщин неотразимо.

Это очень хорошо было показано в книге его жены, Лидии Вертинской «СИНЯЯ ПТИЦА ЛЮБВИ», где она описала всю свою жизнь с великим артистом. Из этой книги многое можно понять о личности Александра Николаевича, о его характере, о его отношениях с людьми, о глубинных истоках его творчества.

В своё время мне посчастливилось получить эту замечательную книгу из рук автора и даже немножко пообщаться с Лидией Владимировной.

Москва, сентябрь 2005 г.
Москва, сентябрь 2005 г.

Это было почти двадцать лет тому назад, на ВДНХ, на книжной выставке. Я спросила тогда Лидию Владимировну, как она относится к исполнению песен Вертинского современными певцами. Она ответила, что не обращает на них внимания, ибо Вертинский принципиально неповторим. И это правда! Уникален, неповторим и по-прежнему обожаем.

Татьяна Гамалеева

ПЕРЕВАЛ

апрель 2024

Читайте по теме: