Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Вместо Григорьевки пока не получилось. Премия имени Евгения Мякишева "ЕМъ", которая не выдержала испытание старушками

Вот и вручили первую поэтическую премию имени Евгения Мякишева "ЕМъ". Шла я на нее настороженно. Очень, конечно, хотелось, чтобы в городе появилась, после закрытия Григорьевской премии, новая. Григорьевка была закрыта по тем же причинам, что и Нацбест - боязни попасть в зазор между мнениями и общей нестабильности в стране. И, как и Нацбест, почила премия тихо, потому что, по аналогии с собратом, тоже себя изжила и дискредитировала: там под конец стали давать призы уже чуть ли не всем попало, даже Михаилу Елизарову за его куплеты. Не стало Григорьевки в таком виде - никто и не заметил. Так, отдельные тревожные личности переживают.

И ясно, что чье бы имя, как ни Мякишева, этой новой премии дать, ведь буквально он был большим другом Геннадия Григорьева. И преемником этой петербургской школы. И стихи, как я вчера показывала, у Мякишева есть такие, каких пока в Петербурге ни у кого нет. В конце концов, Мякишев стоял у истоков Григорьевки вместе с Виктором Топоровым. Он был потом от этой премии отогнан тем самым Вадимом Левенталем, который теперь строит из себя жертву либерального диктата.

Хотелось, конечно, чуда. Чтобы ррраз - и сразу получилась вместо Григорьевской премии достойная мякишевская.

Получилось ли чудо? Впечатление противоречивое. Отличная организация, мне понравилось, что все было сдержанно и без пошлости. Питерская литсреда вообще отличается чудовищной пошлостью, а ту все получилось достаточно современно. И, что я отметила, в зале оказалось мало приевшихся всем старомодных лиц, которые тоже постоянно ходят по мероприятиям.

Как-то сразу было видно, что к организации приложили руку молодые. Это поэт Артем Суслов и организатор слэмов Динис Рубин. Впрочем, не такие уж молодые, но все же не старички. И это видно именно по самой организации. Даже по выбору места. По настроению в зале.

Однако в конце зачем-то позвали бабушек, которые все испортили. Формат премии у меня сразу вызвал вопросы, именно поэтому я ничего не писала до последнего

Мне показалось несколько дилетантским и недальновидным перенимать фактически чуть ли не регламент Нацбеста: авторы присылали на отбор по одному не опубликованному ранее стиху, каждому присваивался номер. Коллегия ридеров отбирала из примерно 600 текстов пятьдесят лучших, все тексты рассматривались под анонимными номерами. Потом филологи и литераторы составляли из них уже шорт-лист: каждый должен был выбрать два стихотворения, для первого и второго места. И в конце некая общественность в лице нескольких матерых дам выбирали победителя.

В целом, формат изначально порочен и провален. Главное - выбирают по одному стихотворению, причем, длиной до сорока строк. Что повышает шанс случайного успеха. Согласитесь, случайно написать хороший роман сложнее, чем сделать один хороший стих. Это ни о чем.

Кто был среди ридеров, отбиравших стихи, тоже неясно, но было, я так понимаю, их много. Лонг-лист в итоге получился, пожалуй, достаточно слабый. Вот он

Лонг-Лист

С одной стороны, видно, что старались выбирать рифмованные стихи, это радует, потому что от верлибров уже рези в животе. Хотя попавшая в финальное жюри филолог Светлана Друговейко-Должанская сказала, что голосовала именно за верлибр. Хммм...

В целом, стихи достаточно безликие в списке, часть из них явно написана в подражание Мякишеву.

Но это ладно. Дальше было финальное жюри, из собранного таким способом шорт-листа выбравшее победителя: пустую ржачную чепуху. Которая прогремела, будто гроза в феврале. Как-то сразу настроение в зале скомкалось, даже задорный ведущий Александр Лушин растерялся.

Вот текст-победитель:

"Люблю тебя, невинный мой хомяк,
За бег и прыг в опилках и колёсах,
За то, что ты, хомяк, такой халёсий,
Пришёл и тяпнул палец просто так.
Мой персик волосатый и смешной,
Ты ел своих детей вчера на ужин,
И гадил так легко и ненатужно
В тарелку с мешаниной овощной.
Ты скоро, как Офелия, умрёшь,
В поилке утонув среди капусты.
Но сын твой уцелевший так похож,
И мне не грустно…"

Автор - Екатерина Вальховская из Ростова-на-Дону. Вот другие стихи автора. Явно прослеживается тяга к анималистике:

"Нравятся ли вам мои коты
Собрала их ночью по подъездам
По дворам по снам по гаражам

От луны скрывая рыбий хвост
Проходила сонно мимо стёкол
По карнизам веткам и лучам

А они бесшумные за мной
Облаками пятен и полосок
По хвостам
Их ровно сорок штук"

***

"Жила зверушка с некой внятной целью,
Была в прыжке свободна и легка.
Но вымерла однажды в плиоцене,
Чуть-чуть не дотянув до ледника.
Прошли с тех пор татары и монголы,
Настало настоящее теперь.
С лопатами явились Ивановы
Докапываться, что там был за зверь.
Успешной ветви светлые потомки
Историю построят на костях.
Бессвязные фрагменты и обломки
Найдут, поймут, оценят и простят.

* * *

Кошка пялится в пустоту,
В темноту, на стоящий стул.
Спинка стула как будто плечи,
Там пальто позабыто с вечера.
Кошкин взор напряжён и зол:
На пальто ветряной узор:
Город, камень, на камне имя –
А пальто проходило мимо".

Ну позор же. Кто выбрал? Вот видео, здесь ведущий Александр Лушин зачитывает стих победительницы, затем от лица жюри выбор объясняет Мария Любичева (группа "Барто"). Там пара других стихов

На видео мы наблюдаем троих членов жюри, которое и выбрало такой стих. Это солистка группы "Барто" Любичева, солистка группы "Колибри" Инна Волкова и филолог Светлана Друговейко-Должанская, которая призналась, что голосовала за верлибр, в лонг-листе он под номером 254. Такая безликая молодежная поэзия

Я забыла автора, но девушку тоже чем-то наградили

-3

После оглашения итогов я пыталась спросить жюри, зачем же они это сделали. С филологом Друговейко-Должанской я поговорить не смогла, а вот матерые дамы из групп "Барто" и "Колибри" явно ощущают себя огромными звездами, которые с чувством глубокого презрения снизошли до разговора. Им бы устыдиться, а они с гордостью понесли свой выбор.

Стыдно, тетеньки!

Полный состав жюри. Из молодых (условно) там композитор Ретинский и поэт Никонов:

Алексей Ретинский
Лёха Никонов
Инна Волкова
Игорь Кузьмичев
Мария Любичева
Светлана Друговейко-Должанская
Михаил Едомский

В общем, обошлось без чудес. Очень хорошая организация, на редкость здоровая, без затхлости, атмосфера и плохой финал. Организаторам и авторам идеи напомню слоган, который популяризировал покойный Мякишев - "Поэзия - дело молодых". В один из наших последних с Евгением разговоров мы обсуждали именно это. И Евгений, понимая всю правдивость собственного утверждения, конечно, очень переживал, что молодость ушла.

А бабулечки, которые выбрали этого "хомяка", нисколько не переживают. Ну понятно...

В следующий раз не берите никаких бабушек. Вообще обойдитесь без бабушек. И дедушек. Поэзией должны заниматься молодые. Иначе получается вот такая чепуха. От которой люди отвернутся. Примечательно, что публика начала в процессе расходиться, до оглашения победителя остались не все. Причина? Слабые стихи, которые отмечали разными спецпризами и пр. Фактически чуть не весь длинный список озвучили, зачитывали не все, но многие тексты, которые оказывались слабыми.

Были сильные. У поэта Евгения Дьяконова, у Сергея Адамского. Обоих наградили почетными грамотами. Мдааа...

Евгений Дьяконов получил приз в номинации "Пересечения"
Евгений Дьяконов получил приз в номинации "Пересечения"

Я по этому поводу даже стопку намахнула. Прямо сама удивилась - так от расстройства хотелось выпить.

Но в целом ушла в благостном настроении. Может, что-то и будет в следующем году посолиднее. Пока - дилетантизм. Я, увы, ожидала такого результата. Сам формат предусматривает привлечение дилетантов. Достаточно несерьезный список литературного жюри, которое отбирало шорт-лист. И старушки, которым прикольно проголосовать за "холёсого" хомяка.

Если в будущем году сохранят премию, но не уберут формат, который способствует случайности и дилетантизму, не привлекут к отбору текстов более серьезных и молодых экспертов, инициатива останется на уровне посиделок в рюмочной. И никакой новой Григорьевки не будет. А очень бы хотелось, чтобы вместо премии Григорьева появилась в России важная и влиятельная премия Мякишева. Но для этого все же стоит помнить завет покойного - что поэзия дело молодых.

Между прочим, вчерашнее мероприятие прошло отметила известная московская звезда, гостья фуршетов, банкетов, вечеринок, телешоу, давняя знакомая Божены Рынской Марина Черкасова-Наумова-Дэвис. Да еще с детьми! Я не стала снимать Черкасову, я редко бываю в свете, так сказать, у меня нет классовой неприязни к фуршетчикам. Считаю, что очень даже хорошо - пришла Марина, которая обычно выбирает важные мероприятия, навеселилась, напилась, наелась, там потом в соседнем зале были песни с танцами, они все натанцевались. Молодец! Передайте Божене Рынской при случае привет

Вот, даже с Кустурицей Рина Черкасова-Наумова-Девис / Фото: rinadavis.livejournal.com
Вот, даже с Кустурицей Рина Черкасова-Наумова-Девис / Фото: rinadavis.livejournal.com

Ниже - немного фото. Главное действующее лицо - торт с графикой Евгения Мякишева, его привезла вдова поэта Елена Ворсулева. Такого красивого и вкусного торта я давно не видела!

-6

Сама я попала в кадр к Андрею Чивикову

Фото со страницы Андрей Ч. Во ВКонтакте
Фото со страницы Андрей Ч. Во ВКонтакте
-8
публика и большое жюри
публика и большое жюри
Всеволод Гуревич
Всеволод Гуревич
Дмитрий Григорьев в лучах света
Дмитрий Григорьев в лучах света
Михаил Сапего
Михаил Сапего
Елена Ворсулева, вдова Евгения Мякишева
Елена Ворсулева, вдова Евгения Мякишева
-14
Александр Лушин
Александр Лушин
Владимир Смирнов
Владимир Смирнов
Всеволод Гуревич в центре
Всеволод Гуревич в центре
Андрей Чивиков и Александр Лушин
Андрей Чивиков и Александр Лушин
И я. Накатив от расстройства, возвращаюсь домой
И я. Накатив от расстройства, возвращаюсь домой

Кстати, после разгона Григорьевки я успела получить комментарий Евгения Мякишева. В частности, вот его цитата: "... написать стишок в альбом в XIX веке мог любой грамотный чел. Что уж говорить об эпохе всеобщей грамотности?!"

Один внятный стишок любой напишет. Плохая идея по одному стишку принимать в поэты. Особенно если поручить это дело старикам и старушкам. Вот разговор с Мякишевым о судьбе Григорьевки. Вообще, странно, что никто из организаторов не вывел на эту простую мысль: что премия "ЕМъ" должна стать новой Григорьевкой

Здесь я вчера выложила подборку петербургских стихов Евгения. Это те самые тексты, каких пока ни у кого из живущих в Петербурге поэтов нет. Ни у кого