Найти в Дзене

Кладрибин: короткая курсовая терапия при рассеянном склерозе.

Сегодня поговорим об одном из препаратов ПИТРС - кладрибине. Кладрибин (Мавенклад) - это единственный таблетированный препарат для короткой курсовой терапии при рассеянном склерозе. Речь о терапии иммунной реконституции - препарат вызывает глубокое подавление иммунной системы, после чего иммунные клетки восстанавливаются в более “здоровом” репертуаре - они перестают быть аутореактивными, то есть не реагируют на собственные антигены организма. Теоретически, кратковременное применение препарата (два курса по 4-5 дней с перерывом в 1 месяц, через год терапию нужно повторить еще раз) может привести к стойкой ремиссии, и прием других ПИТРС может в дальнейшем не требоваться. Но на практике это не всегда так. Разбираемся, на сколько эффективен этот препарат и как долго длится эффект. Данные об эффективности были получены в ходе исследования CLARITY (2010). По данным этого исследования, к 96-ой неделе, препарат снижал количество обострений на 58% - обострений не было у 81% получавших кладр
Оглавление

Сегодня поговорим об одном из препаратов ПИТРС - кладрибине.

Кладрибин (Мавенклад) - это единственный таблетированный препарат для короткой курсовой терапии при рассеянном склерозе.

Речь о терапии иммунной реконституции - препарат вызывает глубокое подавление иммунной системы, после чего иммунные клетки восстанавливаются в более “здоровом” репертуаре - они перестают быть аутореактивными, то есть не реагируют на собственные антигены организма.

Теоретически, кратковременное применение препарата (два курса по 4-5 дней с перерывом в 1 месяц, через год терапию нужно повторить еще раз) может привести к стойкой ремиссии, и прием других ПИТРС может в дальнейшем не требоваться. Но на практике это не всегда так. Разбираемся, на сколько эффективен этот препарат и как долго длится эффект.

Данные об эффективности были получены в ходе исследования CLARITY (2010). По данным этого исследования, к 96-ой неделе, препарат снижал количество обострений на 58% - обострений не было у 81% получавших кладрибин (и только 63% пациентов, получающих плацебо). Препарат также снижал риск прогрессирования на 33% - признаков прогрессирования не было у 87% получавших кладрибин (и у 81% в группе плацебо).

У пациентов с клинически-изолированным синдромом (первый эпизод демиелинизации), кладрибин снижал риск развития РС на 38%. Однако при клинически-изолированном синдроме использование кладрибина не рекомендуется из-за его профиля безопасности.

А что с безопасностью?

Кладрибин вызывает иммуносупрессию и повышает риск инфекций таких как пневмония или инфекция мочевыводящих путей, а также повышает риск развития опоясывающего лишая. В редких случаях он может приводить и к развитию серьезных инфекций, таких как менингит, а также к реактивации инфекций. Из-за этого перед началом терапии необходимо выполнить исследования чтобы исключить хронические инфекции в скрытой форме (такие как туберкулез или гепатит В), а также выполнить необходимую вакцинацию.

Также предположительно кладрибин может повышать риск развития онкологических заболеваний в будущем, поэтому препарат противопоказан при активных онкологических заболеваниях и может назначаться лишь с большой осторожностью при онкологии в анамнезе.

Но вернемся к его эффективности - как же долго после завершения терапии сохраняется эффект?

Опубликованное в 2018 CLARITY Extension - расширение первоначального исследования, подтвердило что эффективность сохраняется как минимум 2 года после завершения лечения. Через 2 года после завершения терапии у 75% по-прежнему не было обострений, а у 72% не отмечалось признаков прогрессирования.

Наконец исследование CLASSIC-MS (2023) оценивало долговременную эффективность терапии среди участников оригинального исследования CLARITY (435 человек) на еще более длительным сроке - до 15 лет от начала терапии!

В оригинальном исследовании часть пациентов получала кладрибин, часть - плацебо. У 48% пациентов, получавших кладрибин, после завершения терапии больше не было ни одного обострения. Среди тех, кто его не получал, таких было только 26.8%. Среднегодовая частота обострения в группе кладрибина была в 2 раза ниже.

Среди тех, кому проводилась терапия кладрибином, 55.8% в дальнейшем не получали другие ПИТРС. В тех случаях когда ПИТРС назначались, чаще всего это были препараты группы интерферонов. Медианное время до начала терапии было 12 лет после последней дозы кладрибина. Пациенты в этой группе также в 2 раза реже чем в группу плацебо в дальнейшем переходили на другой ПИТРС из-за неэффективности терапии.

На момент проведения исследования CLASSIC-MS, 90% тех кто получал кладрибин в оригинальном исследовании (и только 77% тех кто получал плацебо), передвигались БЕЗ использования кресла-каталки. Опору при ходьбе НЕ использовали 81% получавших кладрибин пациентов (и 75% НЕ получавших). 51% пациентов ранее получавших кладрибин работали, среди тех кто попал в группу плацебо работающих к моменту проведения второго исследования было только 27%.

Можно сделать вывод, что хотя эффективность кладрибина не идеальна и снижается с течением лет, мы видим что у значительной части пациентов даже спустя десятилетие нет обострений и не требуется терапия другими ПИТРС, а уровень функциональных нарушений значительно ниже.