Прежде чем говорить о фильме, надо сказать то, что этот фильм «делает» - это игра такой в высшей степени профессиональной драматической актрисы, как Джулианна Мур, о которой пока отдельно я еще не писал. Ее игра великолепно подходит именно для такого рода фильмов — жизненных фильмов, в фильмах об обычной человеческой жизни, о каждом новом дне обычного человека, где нет ничего с приставкой «сверх»: ни погонь, ни драк, ни особого рода любовных приключений, ни борьбы характеров, - просто жизнь идет день за днем и в этой нормальной жизни происходят нормальные и ничем не примечательные события. Это и есть жанр чистой драмы. «Все еще Элис» - это чистая драма. Фильм понравится всем, кто хочет посмотреть на себя со стороны и в тех обстоятельствах, в которых оказалась героиня и ее семья. И эти обстоятельства касаются только ее и ее семьи, - как и происходит в большинстве жизней обычных людей. И любой из нас мог бы оказаться в таких сложных обстоятельствах. Более того, в разной степени, но каждый из нас в похожих обстоятельствах оказывается, поскольку все мы с каждым днем не молодеем и не становимся сильнее в плане здоровья.
Речь в фильме идет о процессе постепенной потери здоровья главной героиней, а ценность повествования в том, что об этом процессе говорится достаточно подробно, - о переживаниях самого человека и о том, как к этому процессу относятся члены семьи. Поэтому фильм вам предстоит грустный, так вообще нет места никакой радости человеческой. Это по сути фильм о проблеме. А именно фильмы о людях, у которых в жизни много проблем (я имею в виду серьезного рода проблем, а не мелких проблемок, которые многие из нас считают проблемами мирового характера) — это актерская стезя Джулианны Мур, ее личная «фишка». И даже в казалось бы обычной драме Мур может так показать характер человека, что хочешь или не хочешь, а начинаешь ему сопереживать и жить его жизнью, ощущая себя в его «шкуре», в его условиях бытия. Это оценил не только я, но и критики Голливуда — за эту роль Мур получила Оскара, как лучшая игра женщины-актера в 2015 году.
Речь идет конкретно о болезни Альцгеймера, которая сама по себе встречается не часто, а тем более нее часто у людей то 65 лет, но в фильме все максимально ужесточено, поскольку главной героине не более 55 лет, - точнее не скажу, - может и 60, но не больше. Дети у нее уже большие, самой молодой дочери куда больше 20 лет. И при этом у нее не только обнаруживают болезнь Альцгеймера, но и сообщают о том, что она носит наследственный характер, а потому нужно срочно сдать необходимые анализы всем ее троим детям. Представляете, какой это удар психологического плана для всех в семье?! Жили себе люди, не тужили, - семья, кстати, судя по всему, достаточно успешная и обеспеченная, к тому же многодетная (не знаю, зачем режиссер показал нам здесь именно многодетную семью? Может быть, для того, что бы усилить психологизм проблемы?), - все они дружат между собой, и дети, и родители в хороших отношениях и тут вдруг… все меняется. Для всех все меняется слишком неожиданно и на буквально ровном, казалось бы, месте. Так же непонятно мне лично, зачем создатели фильма захотели так ярко рекламировать болезнь, которая является для большинства не актуальной? При этом в фильме эта болезнь развивается столь скоротечно, словно это рак в третьей или четвертой стадии, чего в реальности не происходит… с этой болезнью. И лекарства от этой болезни нет. А суть болезни в том, что человек теряет память, - сначала память кратковременного характера, а потом все больше и больше забывает о том, кто он и откуда. И, соответственно, перестает узнавать и своих родных и близких. В общем превращается в беспомощного младенца, который ничего без посторонней помощи не может. И в таком беспомощном состоянии, кстати, может жить длительное время, даже десятки лет, поскольку в остальном его организм вполне здоров. В этом состоянии уже то ли 15 лет, то ли 10 лет находится сейчас наша великолепная в прошлом актриса Маргарита Терехова. Она бы точно оценила бы суть и значение этого фильма куда как более высоко, чем мы, если бы смогла физически.
В принципе о явлении потери памяти я уже писал тогда, когда речь шла о фильме «Помни», но тот фильм был скорее криминальным триллером, чем драмой по сюжетной линии. Но по сути он о том же самом, - как не только тяжело, а практически нереально жить без памяти, ведь именно память делает нас — нами. В нашей жизни постоянно что-то меняется и мы не одни и те же каждый день, и все это нужно помнить, иначе не будет развития, - ни в человеческом плане, ни… да ни в каком. Просто не будет ничего, поскольку без памяти о нас же — нас нет.
В метафизическом же смысле, кстати, все наоборот. Если у нас есть память, значит ничего нормально не получится, а потому память перед рождением нам стирают, - иначе не получится новый спектакль в театре жизни, - будет продолжение старого спектакля, но в новых декорациях. Но вернемся к фильму.
Как отреагируют родственники? Кто проявит максимум человеческого сострадания? Как поступит сама героиня — захочет ли она жить «как овощ», найдет ли в себе силы по собственной воле расстаться с жизнью или не сможет этого сделать? Каждому из ее родственников предстоит непростой выбор. Пока мы более или менее здоровы — мы нужны многим, но как только нас настигает болезнь, мы мало кому остаемся нужны. Это факт и от этого никуда не деться.
Фильм оценен критиками весьма высоко, зрителями тоже, но лично я оценил его всего в 6,5 баллов. Не знаю — почему столь низко. Для меня он недотягивает даже до «серебряной серии» фильмов. Может быть потому, что немного скучноватый? Но обвинять его в скучности — глупо, ведь это просто драма об обычной человеческой жизни.
личный телеграм канал автора