Наталия Репина – москвичка, филолог, сценарист. Пока в её писательском багаже не так много книг – всего две.
Роман «Жизнеописание Льва» невелик по объёму, я спокойно прочитала его за два дня. Взяла я его читать потому, что в аннотации меня зацепили два момента. Первый – это то, что герой работал библиотекарем. А второй – то, что в романе присутствует литературная мистификация.
Герой произведения – Лев – человек необычный. Кое-кто называл его даже юродивым. Его странности проявились с самого детства: любовь к порядку, к стабильности, к неизменности. Типичный мамин сынок, воспитанный женщинами - мамой и бабушкой. Кто там был папа – неизвестно. Мама – музыкант, концертмейстер. Живут они в престижном районе в центре Москвы, летом отдыхают на даче в Переделкино – правда, не там, где писатели, а через дорогу.
Роман охватывает всю жизнь Льва, с дошкольного возраста до смерти, но не подробно, а тремя эпизодами.
Эпизод первый. Лето, дача, счастье. На соседней даче – друзья, брат с сестрой, Вовка с Катей, с которыми Лёва любит играть. Но с самого детства Лёва воспринимает жизнь не так, как все. Он очень трепетно относится к природе, совершенно не может переносить, когда убивают живое существо, если даже это жучок или червячок. И деревья ему тоже жалко, когда с них срывают листики или ломают веточки. Он как будто чувствует их боль. А ещё Лёва очень болезненно чувствует неправду, откуда бы она ни исходила, и сам врать не умеет. И поэтому друзей у него не так много: дети жестоки, и подобные «странности» ими не прощаются.
Эпизод второй. Лёве уже 32 года. Он уже не Лёва, а Лев. Закончил филфак МГУ, работает в библиотеке. Он живёт с мамой, бабушки уже нет. Он толст, не особо общителен, с женщинами у него отношения не складываются, правда, он из-за этого не переживает.
«Я похож на толстую мышь, если бы она имела высшее филологическое образование».
Складывается впечатление, что личность из Льва получилась довольно гармоничная – он живёт в мире с собой, а это, пожалуй, главная составляющая счастья.
Он пишет диссертацию о Мандельштаме, изучает все материалы, относящиеся к его теме. Он, как настоящий библиотекарь, очень скрупулёзен в своей работе, каждую тему, каждую главу прорабатывает до самого конца. И вдруг обнаруживает в своих изысканиях досадный пробел, одну неотработанную сноску в тексте, одну ускользнувшую от него личность – поэт Сызранцев из круга Мандельштама упоминается в одном труде, а он о нём, как оказалось, ничего не знает!
И Лев начинает поиски, которые вскоре увенчиваются успехом: он знакомится с людьми, которые тоже изучают творчество Сызранцева, и даже находит в одном из старых московских домов частную квартиру-музей Сызранцева, в которой до сих пор проживают вдова поэта, его сын и внуки!
Лев начинает помогать потомкам Сызранцева, чтобы музей их предка приобрёл официальный статус, вкладывает в это дело свои силы, свою душу, как вдруг неожиданно оказывается, что поэт Сызранцев – это мистификация! Не было такого поэта, а мистификация создана с вполне определённой целью.
И такая грандиозная ложь буквально ломает психику Льва.
Если бы не был Лев таким правдолюбом, он мог бы использовать эту ситуацию, как интересную главу в своей монографии, но ему это и в голову не приходит.
Эпизод третий. Льву уже под 60. Умерла его мама, которая, как я понимаю, держала его на плаву в этой жизни, и это стало вторым ударом по психике Льва. Оставшись один, он быстро теряет все связи с реальной жизнью. С ним случается то, что чаще всего и случается с такими неприспособленными «мамиными сынками». Он теряет квартиру, теряет себя. Буквально исчезает, прямо как несостоявшийся персонаж его диссертации, поэт Сызранцев. А был ли Лёва?
«И неосуществившееся будущее, и ушедшее прошлое живут только в моём сознании.
И разница между ними – одно было, а другого не было – является не такой уж и принципиальной».
В романе использованы стихи поэта предвоенной поры Мирона Левина, умершего в 22 года от туберкулёза. Стихи его совсем ещё юные, очень светлые, немного пронзительные – именно они изображают в романе творчество Сызранцева, а вернее, его создателя.