“Ибо от малого до большого — каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «Мир! Мир!» — а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют... Так говорит Господь: «Остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим». Но они сказали: «Не пойдём». И поставил Я стражей над вами, сказав: «Слушайте звук трубы». Но они сказали: «Не будем слушать»” (Иер. 6:13-17).
Я пошел проведать друга в больницу, которому был поставлен диагноз — рак. Когда я постучал в дверь палаты, навстречу мне вышла его жена. Она быстро отвела меня в коридор, чтобы сказать то, что не было предназначено для его ушей: “Врачи говорят, что жить ему осталось всего несколько дней, но он не знает об этом. Мы ему сказали, что опухоль у него вырезана, теперь ему станет лучше и через несколько дней он вернется домой. Мы думаем, что ему лучше не знать”. Я постарался поддержать ее решение, но заметил: “Я искренне считаю, что на его месте я бы хотел знать правду, чтобы у меня было время сказать жене и детям то, что я хотел бы, чтобы они знали, перед тем как я умру”. Но она не согласилась со мной.
Когда я разговаривал с другом, его жена нервничала. Она боялась, что я расскажу ему о его положении. Мы немного пообщались и помолились вместе Богу, чтобы Он благословил его и его семью. Затем я встал, чтобы уйти, но он схватил мою руку со словами: “Скажи мне правду”. По его и моим щекам текли слезы. Он спросил: “Я умираю? Это конец?” Я ответил: “Ты ведь знаешь, я не могу знать, сколько проживешь ты или кто-либо другой. В жизни все так неопределенно. Любой из нас может умереть сегодня”. Этот ответ не удовлетворил его. Он еще крепче сжал мою руку: “Ты всегда был честен со мной. Скажи мне правду”. Я взглянул на его жену, которая плакала. Она кивнула головой в знак того, чтобы я все-таки открыл ему правду. И я сказал: “Дела плохи. Если врачи не ошибаются, тебе осталось на этой земле всего несколько дней перед тем, как отправиться домой, к Господу на небеса. Чем я могу помочь тебе в эти оставшиеся дни?”
Он облегченно вздохнул и сказал: “Огромное тебе спасибо. Мне нужно кое-что сделать перед смертью. Пусть дети придут ко мне по одному; я хочу поговорить с ними. Но прежде я хочу побеседовать с женой, чтобы помочь ей справиться с тем, что ее ждет”. Через несколько дней он ушел из этого мира и отправился домой, к Господу. Как бы плохо ни было в этом мире, нам легче принять реальность, чем притворство.
Древняя Иудея не хотела видеть своей нужды. Они были духовно больны, но не хотели признавать это.
СЛЕПОТА
Проблемой Иудеи в дни Иеремии было то, что они не хотели видеть реальность. Они жили в вымышленном мире, притворяясь, будто все хорошо, в то время как они были на пороге гибели, которая приближалась, словно мощный смерч, несущийся по равнине. Об этой реальности мы читаем в Иер. 6:13-15: даже священники и пророки отказывались видеть истину. При изучении Ветхого Завета опасно думать, что проблемы, которые люди имели в те времена, не такие, как те, с которыми мы сталкиваемся сегодня, так как это было очень давно и мы с тех пор изменились. Но посмотрите в лицо реальности.
Двумя их самыми большими проблемами были жадность и ложь. Разве отличается эта реальность от того мира, в котором живем мы?
ЖАДНОСТЬ
Жадность подчиняет себе людей. Она делает нас скупыми. Она заставляет нас отводить взгляд от нуждающихся. Она закрывает нам уши, чтобы мы не слышали крики погибшего мира, нуждающегося в евангелии Христа. В то время как мы крепко держимся за свои деньги, миллионы умирают неспасенным, так и не услышав добрую весть об Иисусе. В Лк. 12, когда Иисус учил людей, как раз об этом зашел разговор:
“Некто из народа сказал Ему: «Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство»... При этом [Он] сказал им: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имущества». И сказал им притчу: «У одного богатого человека был хороший урожай на поле. И он рассуждал сам с собой: 'Что мне делать, ибо некуда мне собрать плоды мои?' И сказал: 'Вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись'. Но Бог сказал ему: 'Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?' Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»” (Лк. 12:13-21).
Жадность — это похоть очей, о которой Иоанн говорит, что она уводит нас от Бога (1 Ин. 2:15-17). Несомненно, одной из причин, почему Бог так настоятельно учит нас давать от того, что мы имеем, — чтобы мы не позволили жадности овладеть нашей жизнью.
ЛОЖЬ
Третьей проблемой Иудеи была ложь. Лгали даже духовные руководители Иудеи, пророки и первосвященники. Они кричали: “Мир, мир”, — а мира не было. Раны народа они лечили легкомысленно. Они говорили людям, что с ними все в порядке, тогда как грех разъедал их жизненно важные органы.
Ужасно, когда люди настолько сосредоточены на зле мира, что, куда бы они ни посмотрели, везде видят врагов, еретиков, лжеучения и отступничество. Однако не менее ужасно, когда мы позволяем себе закрывать глаза на грех и отрицаем наличие проблемы, когда на самом деле она существует. Быть честным — значит бесстрашно смотреть в лицо истине, хорошая она или плохая. Иудея погрязла в грехе. Народ совершал постыдные действия. Их идолопоклонство привело к тому, что они прелюбодействовали как духовно, так и физически. Им бы стыдиться своего греха, но они даже не краснели. Они высоко вскидывали головы, как невиновные, тогда как на них лежала страшная вина.
Бог обещал им, что истребит их за этот грех; они будут наказаны и повергнуты. Сущность глупости — отрицать в себе наличие проблем, когда грехи мира овладели нашими душами.
НЕПОСЛУШАНИЕ
Вы когда-нибудь замечали, как люди жаждут нового? Покупатели хотят “новых и лучших” товаров на рынке. Верующие ищут новых песен и новых вестей. Однако Божья истина стара. Она не меняется. Бог сказал: “Ибо Я Господь, Я не изменяюсь” (Мал. 3:6). Слово Господне вечно. Если мы добавляем к нему или отнимаем от него, мы делаем это к собственной погибели. Даже среда, в которой мы должны поклоняться Богу, не меняется. В Еф. 3:21 Павел пишет: “Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века”.
Иудее нужно было вернуться и найти правильный путь Божий. Представьте, что вы отправились в дальнее путешествие и сбились с правильной дороги. Если вы еще быстрее поедете в неверном направлении, это не исправит ситуацию. Чтобы добраться до пункта назначения, вы должны вернуться на исходное место и поехать по правильной дороге. Бог просил Иудею остановиться на перекрестках, рассмотреть и расспросить о древних путях, которые приведут их на добрый путь, чтобы идти по нему.
Божий план предусматривал больше, нежели только приходить в храм и приносить жертвы. Он хотел, чтобы Его народ был верен и предан Ему. Он хотел, чтобы они уповали на Него и жили, заботясь друг о друге. Он хотел, чтобы их жизнь была чистой и честной. Иудеи пытались удовлетворить Бога, совершая определенные действия во время поклонения, в то время как их руки были осквернены грехом. Сколько бы мы ни пели, сколько бы ни молились, ни жертвовали, ни причащались, — все это пустое, если мы ведем неправедный образ жизни. Чтобы правильные действия поклонения что-то значили, нужно сначала стать правильным человеком.
Сегодня Божий путь полностью открыт в Новом Завете. Вдохновенное Божье откровение полностью вооружает христиан для всякого доброго дела (2 Тим. 3:16, 17). Поэтому мы должны “проповедовать слово, настаивать вовремя и не вовремя, обличать, запрещать, увещать со всяким долготерпением и назиданием” (2 Тим. 4:2).
Древний путь Господа — добрый путь. Ступивший на него обретет душевный покой. Бог всегда говорил, что жизнь для Него — это путь, которым идет человек. Исаия видел, что последователям Господа определена “большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым” (Ис. 35:8). Иисус сказал: “Придите ко Мне, все измученные и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко” (Мф. 11:28-30). И еще: “Я путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6).
Путь Господа благословляет душевным покоем, но его обретут лишь те, кто идет по нему. Бог просит нас идти добрым путем, древним путем, который ведет к Нему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог сделал замечательное предложение. Народ Иудеи должен был бы последовать плану Господа и обрести душевный покой, но этого не произошло. В ответ они закричали: “Не пойдем” (Иер. 6:16); “Не будем слушать” (Иер. 6:17). Упрямые, непокорные сердца не меняются, даже когда к ним обращается Сам Бог. Жившие в Иудее решили осуществить собственный план, а не Божий. Такая самостоятельность — разновидность поклонения самому себе; своими богами они сделали собственные идеи, а своим авторитетом и своей Библией — собственный образ мыслей. Их выбор мог на какой-то момент дать им повод для самолюбования, но в будущем это означало полное уничтожение вавилонской армией, которую Бог использует для наказания Своего народа.
Выбор между собой и Богом всегда стоит перед теми, кто заявляет, что следует за Господом. У сатаны всегда есть для нас наготове пути, идя которыми, мы пойдем против Божьих планов. Сегодня он вводит в искушение людей точно так же, как искушал Еву в саду (Быт. 3:1, 4, 5). Ева по глупости съела запретный плод — и так же по глупости Адам согрешил вместе с ней. Сколько раз в нашей жизни сатана нашептывал нам в уши, чтобы мы взяли запрещенное Богом, говоря нам, что мы знаем лучше? Сколько раз мы протягивали руку за плодом, говоря: “Это вожделенный плод”? Мы поступаем не лучше, чем Адам и Ева.
Божий путь всегда открыт. Он жаждет, чтобы мы вернулись к Его святому Слову, нашли правильный путь, жили и ходили с Ним. Он хочет услышать, как мы кричим миру: “Я пойду Его путем!” Господь никого не заставляет вставать на Его путь. Вы должны добровольно встать на него и оставаться на нем по собственному решению.