На въезде в Куртатинское ущелье, что в Северной Осетии, встречает Уаласых, огромный мыс на фоне ледников Джимары (4780м), о который разбивается теснина Фиагдона. Около него развилка целых трёх дорог: направо - большая часть Куртатии, налево понизу вдоль речки Ханикомдон - заброшенный рудник с ядовитым хвостохранилищем, а поверху - дорога на Какадурский перевал в Тагаурию.
Вот и руины на мысу известны как башни Курта и Тага:
Легенда гласит, что так звали двух братьев, когда-то первыми обосновавшихся в этих горах. Однажды на охоте их соколы передрались, и сокол Тага пал к его ногам. Тот счёл это дурным знаком, и ушёл от брата за перевал - так в горах Иристона появились два горных общества. Ну а сам Иристон - это древнейшая часть Осетии, куда сарматское племя аланов то ли отступило под натиском гуннов, то ли жило здесь ещё в те времена (то есть - до нашей эры), когда их ещё не римляне называли аланами, а греки - аорсами.
Осетинская память сохранила и название былых хозяев этих мест - арги, и наука предполагает, что это были какие-то нахские племена, примерно по Ардону граничившие с черкесскими (царциата) племенами. Но царциата в осетинском фольклоре - герои, а арги - дураки: судя по всему, с первыми аланы породнились, а вторых - покорили и поработили.
Как бы то ни было, если Курта и Тага - реальные люди, то жили они определённо гораздо позже. Дозорные башни, с которых просматривался выход из теснины, построены не больше нескольких веков назад, и скорее всего с основателем отождествлялись потому, что были общими для всей долины.
Если по дну Куртатинского ущелья идёт хорошая асфальтовая дорога, то к башням подъём пыльной грунтовкой тяжеловат:
Мы заезжали в Куртатию дважды - первый раз, под тяжёлыми тучами, чтобы осмотреть само ущелье, а второй, под ярким солнцем - транзитом в Тагаурию. Так что не удивляйтесь разнице погоды, тем более заехать к башням стоит хотя бы потому, что это первоклассная смотровая площадка. На ней одинокий и юморной осетин торговал аракой:
А подножья башен превратились в пастбище:
На фасадах уцелевшей башни - кресты, причём если с этой стороны их кладка новодельная, то на третьем фото от начала статьи - явно историческая. То ли знак чужакам, что тут живут христиане, то ли оберег от тех врагов, которым не опасны стрелы:
Ну а так выглядит само Куртатинское ущелье - просторная долина между Скалистым хребтом и Боковым хребтом с парой белых вершин, более всего похожих на Дончентыхох (4192м) и Сырхибарзонд (4148м). Ущелье выглядело идеальным: с тучными лугами и густыми лесами на склонах, с плодородной плоской низиной Ахсаби на дне, с неприступной тесниной (в сегодняшний рассказ не вошла), штурм которой ни один завоеватель в здравом уме не сочтёт целесообразным.
Пастбищ, пашен, дров и безопасности тут хватало на всех, а потому Куртатия самое позднее к 17 веку стала самым демократическим обществом Кавказа. Да, "демократические общества" - это вполне официальный термин в противоположность "аристократическим", где всё держал в руках князь. Здесь же род потомков Курта разветвился в целое сословие землевладельцев куртата, к приходу русских включавшее полсотни небольших (1-2 семьи) уазданских (дворянских) фамилий.
Их фарсаглагами (крестьянами) же становились, видимо, те, кто бежал сюда из рабства, из плена или просто прослышав о райской земле, где людям нечего делить. Вернее, что делить, люди найдут всегда, поэтому Куртатинское ущелье равномерно утыкано грузными осетинскими башнями масыг в форме усечённых пирамид. Оно не имело явного центра, кроме поляны, где собирался ныхас (вече) представителей всех фамилий:
И - не только их: несколько общин в верховьях Фиагдона то ли сплотились ещё до Курта, то ли их основатели свой угол добыли с оружием в руках. Порой куртата также с оружием в руках пытались подчинить эти вкрапления, но битв в уютной долине не хотелось никому, и после "танца войны" и первой пролитой крови раз за разом созывался ныхас.
Главной оппозицией к куртата было Цмити - самый большой и хорошо укреплённый кау (аул) долины, буквально нависавший над ней. По легенде, его основал дигорец Цмита, соратник последнего аланского царя Ос-Багатара, что пытался основать Новую Аланию (вместо разгромленной монголами) на завоёванных землях Грузии по ту сторону хребта. И даже ненадолго объявил её столицей Гори, но был убит в 1306 году.
Его соратники с дружинами разбрелись по ущельями, и мирные чабаны да едва знакомые с горами беженцы явно не были готовы им как-то возразить. Колонией Цмити на дне долины стал Хидикус на землях истреблённого Цмитой племени цариттов, чуть в стороне цмитинцы основали селения Кадат и Урикау, а независимые Лац и Харисджин вступали с ними в союз во время конфликтов с куртата.
Ну а затем сюда пришла Россия, чему куртата вполне способствовали - их представитель Батырмирза Куртаулов, один из трёх послов, в 1749-52 годах дошёл до Петербурга. Старые распри потеряли смысл, и уже в 1860-х годах центром Цмитской общины стал Хидикус. Горный кау опустел уже к началу ХХ века, в итоге став таким же музеем горского зодчества 15-18 столетий, как ингушский Эгикал, чеченский Хой или балкарский Куннюм...
Вернее, я бы сказал, что в Осетии есть три таких селения - иристонский Цмити, двалетский Лисри и дигорский Галиат. Но здесь - самое доступное из лучших: