Найти тему

Почему никого не возьмут в будущее?

Оглавление

Рассказываю о названии и основной тематике канала.

В 2018 году в России прошла выставка гениев современного искусства – Эмилии и Ильи Кабаковых «В будущее возьмут не всех» по мотивам его эссе, опубликованного в подпольном журнале «А – Я» в 1983-м году.

В эссе ирония доведена до абсурда – будущее человечества определяют «револиционер от искусства» Каземир Малевич и директор школы из детства Кабакова. Знакомая парадигма?

Творчество Кабаковых тоже возводит будничные ситуации в абсолют или доводит их до чистого абсурда. Возьмём кабаковкую коммуналку.

Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Туалет» на фестивале «Документа». 1992 год © JM Group
Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Туалет» на фестивале «Документа». 1992 год © JM Group
«Коммуналка является хорошей метафорой для советской жизни, потому что жить в ней нельзя, но и жить иначе тоже нельзя, потому что из коммуналки выехать практически невозможно. Вот эта комбинация – так жить нельзя, но и иначе жить тоже нельзя – хорошо описывает советскую ситуацию в целом», – говорит Илья Кабаков.

Но это же совершенно точно и про управленческую систему в организациях, когда команды хотят невозможных изменений, даже в своём запросе отрубая все возможности для трансформаций.

Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985
Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», 1985

Или первая тотальная инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» - чем не метафора стратегического планирования половины российских компаний, когда big idea является всего лишь эскапизмом от бессмысленной и беспощадной операционной деятельности?

«Человек, который ничего не выбрасывал»
«Человек, который ничего не выбрасывал»

Моё любимое «Человек, который ничего не выбрасывал». Кабаков говорил, что это размышление о ценности личности – что для одного мусор, для другого память.

Но для меня это идеальная иллюстрация того, почему большинство компаний (будем честны, и людей тоже) не попадают в то самое будущее. Потому, что тащат всё свое старье с собой, боясь выбросить даже ржавый винтик. А вдруг пригодится?

Инсталляция "В будущее возьмут не всех".
Инсталляция "В будущее возьмут не всех".

И тут мы подходим к кульминации (по факту, выставка начиналась с этой инсталляции) – перрону с уходящим поездом, на котором горит неоновая бегущая строка «В будущее возьмут не всех». Вот он, вечный страх любого творца – остаться в одиночестве на перроне прошлого, в сомнениях, иллюзиях и мечтах, пока мифический поезд будущего уносит в будущее других, более расторопных товарищей.

Смелая мысль о том, что мой канал ременисценция на творчество Кабаковых греет меня и питает вдохновением. В нём тоже много иронии, даже в серьезных постах, потому что нет однозначного ответа или знания, кого точно возьмут в будущее. Как бы не пытались директор школы, условный Малевич, тиран-спаситель, умный визионер, гуру с YouTube или я, ведущая канала выписать человечеству пропуск в будущее - это всё фейковые бумажки.

Потому, что в будущее невозможно никого взять. Туда можно только прийти - своими собственными ногами.

Именно о об этом мой канал - о стратегиях и практиках управления жизнью, энергией и состоянием, так, чтобы точно попасть в будущее.

Больше интересных материалов читайте тут.

Правила комментирования в канале.