Это обязательно нужно прочитать. Шикарный по яркости и компактности текст об эстетике интерьера карельской черной избы. Из-за схожести карельской и севернорусской архитектуры можно сказать, что описание вполне подойдет и для русского интерьера.
«Тщательно тесанные стены из толстых бревен, мощные матицы, поддерживающие потолок, широкие неподвижные лавки вдоль стен и полки-полавочники над ними, массивные косяки и гладкое, вытесанное из толстых досок полотно дверей, огромная печь на рубленом деревянном подпечье с печным столбом и отходящими от него под прямым углом полками-воронцами – все рационально, ничего лишнего, надуманного, и вместе с тем все удивительно красиво. Здесь и почти скульптурная пластика скругленных углов стен, свободно вылепленной печи с мягкими очертаниями и непринужденно нарисованными деталями. Здесь и контраст материалов, фактуры и цвета: дерева – с глинобитной печью, гладких стен, пола и потолка – с неотесанными от пола до уровня лавок венцами, охристых стен – с чисто выскобленным до белизны полом и с темным потолком.
В одних случаях художественный эффект возникал как явление, сопутствующее конструктивным или функциональным решениям. Так, высокий порог и низкие двери являлись своеобразным указателем масштаба, зрительно увеличивающим размеры помещения, хотя основная их задача – препятствовать попаданию холодного воздуха из сеней. Пластика скругленных углов возникла исходя из особенности отески стен сруба изнутри. Кроме того, такой прием облегчал мытье стен и препятствовал промерзанию углов. Точно так же скульптурные формы глинобитных печей обусловлены особенностями строительного материала и способами производства работ.
В других случаях чисто утилитарный прием превращался в эстетический. Так, в курных избах нижняя часть помещения тщательно мылась, а верхняя, выше полок-воронцов, оставалась закопченной. (Отсюда и возникло название – «воронец»). По свидетельству Р. Ф. Тароевой, чтобы потолок не выглядел грязным по время топки печей, на угли бросали яичную скорлупу, дым от сжигания которой придавал прокопченой поверхности блеск масляной покраски. По традиции уже в белых избах потолки тоже чаще окрашивались в темный цвет. Кроме того, такая покраска при низко расположенных окнах значительно увеличивала кажущуюся высоту помещения, создавала цветовой контраст и четко отделяла потолок от стен.»
Из книги Традиционный карельский дом. В.П. Орфинский, И.Е. Гришина. – Петрозаводск, 2009. – С. 268-270.
#лр_бытовуха
@inshakovnik