Найти тему
Люди и тайны

Русские кликуши и икотницы: одержимые бесами, больные или пророки?

Кликуши — люди, страдающие истерическими припадками и издающие неистовые крики во время них. В древности такое поведение связывали с влиянием порчи или колдовства.  Хотя изначально слово "кликать" означало "предсказывать" и по смыслу не было связано с бесноватостью. Кто же были русские кликуши: одержимые бесами, больные или пророки?

Первые упоминания о кликушах на Руси начинаются с XI века. Например, в «Сказании о Петре и Февронии Муромских» говорится, как в молодую жену князя вселился бес.

С 1606 года есть данные о кликушах в Пермском крае. Самые массовые проявления этого феномена приходятся на XVII—XVIII века, что связано с ростом суеверий после никоновских реформ и раскола церкви.

Русский священник, писатель Аввакум Петров так описывает кликуш:

когда нападе на неё бес, учала собакой лаять, и козой блекотать, и кукушкой куковать.

Кликуши и правда могли кричать на все голоса, икать и биться в конвульсиях. Происходило это чаще всего в церкви, во время крестного хода или при виде священнослужителя.

В народе считалось, что кликуши во время припадка могут пророчествовать, так как в этот момент будто бы говорят от имени дьявола, а от него можно узнать обо всем на свете.
Несчастный в этот момент буквально раздваивается: начинает говорить то от себя, то от имени беса.

В XVII веке в России люди замеченные в чародействе, или другой магии, подвергались пыткам. А из кликуш в церкви изгоняли бесов.

-2

В 1715 году Пётр Первый издал указ:

ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать.(Допрашивать)

В 1820 г. в деревне Сибирцевой Томской губернии есть упоминание о суде над двумя женщинами, которые якобы попортили 13 девиц и баб. Испорченные вели себя неадекватно, то кричали как птицы, то лаяли как собаки, икали, кусались, бросались на всех подряд и обзывали разными дурными словами.

С 1845 года кликушество называлось обманом, за которое следовало наказывать:

...так называемые кликуши, которые делают на кого-либо изветы... подвергаются за сей злостный обман заключению в смирительный дом на время от 6 месяцев до 1 года.
("Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 г.)

В Вологде, в одной из жалоб читаем как некий мельник, который умеет колдовать, портит людей, подсаживает им порчу или кликушу. Далее рассказывается о том, как он испортил своего племянника, который прилюдно кричал, что дядька впустил в него воробушка с золотыми крылышками. Крестьяне просили отправить мельника в Сибирь за вредительство и напускание порчи, от которой люди сильно страдают.

На Русском Севере эта "болезнь" называлась икотка, так как обычно она начиналась с сильной икоты. Чаще всего кликушами становились женщины. Их называли икотницами или кликотницами. Мужчин называли миряками. По историческим данным, кликушество часто носило характер эпидемии. Там, где появлялась одна кликуша, следом "заболевали" и еще несколько человек.

Считалось, что во время припадка больной «кличет» разными голосами и «выкликает» имя испортившего его человека.

-3

В отличие от ведьм и колдунов, кликуша — живой человек, страдающий от живущего в ней беса. Она никому не причиняет зла, и к ней обычно относились участливо и сочувственно, старались помочь.

Считается, что икотка — злой дух, который проникает в человека через рот. Чаще всего она появляется в виде мелкого животного или насекомого.

Колдунов занимающихся таким темным делом называют икотниками. Насылается порча разными способами: по ветру, или на конкретного человека. В первом случае - злой дух селится в первом встречном, во втором - в том, на кого послали, но может поразить и другого человека с таким же именем.

Икотку могут наслать как на короткое время, так и на всю жизнь. Кликушество может проявляться в двух формах. Первая - вызывает немоту и может привести к скорой смерти, а вторая проявляется в виде припадков.

Порчу колдун может передать через любой предмет. Если человек случайно проглотит его с питьем или едой, он становится кликушей.

Какой-то мальчик Иаков, идя от обедни, поднял дорогой платок, в котором был завернут калачик, съел этот калачик, и в это время вселился в него злой дух,– прииде на него великая икота. “И тако смущая нечистый дух отрока по вся церковныя службы, паче же во святую литоргию, — паче же егда начнут пети святую херувимскую песнь.
Из книги "Русские кликуши". И. Прыжов. 1868 год.


Согласно поверьям, болезнь может поразить лишь грешного человека. Едва человек посквернословит, осудит кого-то или позавидует кому либо, то злой дух сразу же беспрепятственно входит в него.

Материал из книги "Мифы русского народа". Автор Е. Левкиевская
Материал из книги "Мифы русского народа". Автор Е. Левкиевская

Кликуша обычно говорит от себя и от беса. Вот записанный рассказ порченной девочки от лица находящегося в ней беса:

Она была в доме одна. У окна сидела. В это время мимо ее окна проезжала свадьба. Жених показался ей некрасивым, и она в душе осудила его, назвала длинноногим. Во время свадьбы я сел на ноги новобрачного, когда же эта девочка осудила молодого, то я перешел к ней и буду сидеть в ней тридцать лет. До этого я сидел восемнадцать лет в крестьянке и оставил ее месяц назад по случаю ее смерти.
из книги "Мифы русского народа". Автор Елена Левкиевская


Кликуша — это борьба человека с бесом. Она произносит бесовские слова, которые ей противны, но она вынуждена их говорить, одновременно борясь с бесом, крича на разные голоса, смеясь и подражая животным.

Современная запись разговора этнографа с женщиной, в которой «сидит икота». Из книги "Мифы русского народа". Автор Елена Левкиевская
Современная запись разговора этнографа с женщиной, в которой «сидит икота». Из книги "Мифы русского народа". Автор Елена Левкиевская

Во время приступов одержимые кликушей настолько сильны, что одного человека не могут удержать даже несколько мужчин.

Кликуша может предсказывать будущее. Для этого, нужно назвать имя беса, который в ней сидит и спросить его о чем хочется. Кликуша вначале бьется и кричит, а потом падает словно мертвая. В этот момент бес покидает тело несчастной жертвы и ищет по всему свету нужные сведения. Затем возвращается обратно и рассказывает все о чем узнал.

Вылечить кликушу трудно и под силу лишь немногим. Для изгнания нужно узнать имя того, кто наслал на человека злого духа. Изгнанием занимались священники, знахарки и все те же колдуны... Считается, что во время исцеления бес покидает кликуш в виде мелкой твари - насекомого или животного через ту часть тела, через которую он в него вошел.

-6

Историк Мордовцев рассказывал о колдунах, которые, сами же навлекали порчу на людей, а потом и избавляли от нее.

Среди кликуш также были и симулянты, которые, прикидываясь больными, отлынивали от работы. Поэтому часто действенными средствами от такого «заболевания» были розги. Так русский этнограф Даль, бывший еще и военным врачом, писал:

…необходимо собрать их (кликуш) всех вместе и высечь розгами. Двукратный опыт убедил меня в отличном действии этого средства.

Подобного мнения придерживался и русский психиатр Н. В. Краинский, считающий кликушество скорее бытовым явлением, чем магической напастью или болезнью.

Кликушество, или икотка, было отмечено советскими этнографами во второй половине XX века на территории Поволжья. В некоторых деревнях до сих пор можно встретить пожилых женщин, страдающих от этого недуга. Вероятно, для человеческого сознания важно ощущение связи с чем-то необъяснимым и мистическим, что позволяет ему чувствовать себя частью мироздания. А может на самом деле существуют такие силы, о которых простым людям мало что известно, но которые могут оказывать влияние на человеческую жизнь.

Часть материала для публикации взята из книги Е. Левкиевской "Мифы русского народа".