Найти тему

Как найти увлечение, если ничего не интересно?

Оглавление

Что мешает нам получать новый опыт и как выбрать хобби по душе, когда вы уже взрослый

В чем проблема?

Чувствовать себя энергичными и любить жизнь во взрослом возрасте непросто. Даже если вы спите по 8 часов, сбалансировано питаетесь и работаете на любимой работе — этого может быть недостаточно. Психическую энергию и ощущение того, что жизнь хороша, нам дает проживание желаний и реализация персональных ценностей. А с возрастом делать это становится все сложнее: проблем, которые за нас никто не решит, становится больше, времени и сил — меньше.

Что же делать? Заняться чем-то за пределами рабочей и семейной рутины. Другими словами — найти хобби. Это доказанный исследованиями способ чувствовать больше положительных эмоций, укрепить отношения с жизнью и не отворачиваться от нее в периоды тяжелых потрясений.

Но бывает так, что занятия, к которому лежит душа, просто нет. И дело даже не в отсутствии времени или в вечной усталости — вы можете позволить себе хобби, даже если перегружены работой. Это может казаться контринтуитивным, но такая дополнительная деятельность убережет вас от выгорания.

Иногда проблема в другом: вы перебираете самые разные увлечения и не чувствуете никакого энтузиазма. Как будто вам вообще ничего неинтересно.

Чаще всего дело в стопорах, которые мы сами себе ставим.

Например, таких:

  • «Это точно не то, что мне нужно». Попытки выбрать увлечения только «головой», не обращая внимания на чувственный отклик, часто заканчиваются неудачами. Виной тому — убеждения, которые останавливают тихий голос желания и интереса уже в самом начале. Попробуйте переформулировать вопрос «какое увлечение мне подходит?» в «какие мысли и действия не дают мне пробовать то, что вызывает пусть пока слабый, но интерес?» и вы увидите, как много рациональных псевдоограничений в этой теме.
  • «Я это уже пробовал». Вы точно знаете, что ненавидите бег, потому что при этом слове у вас сразу всплывают воспоминания о мучительной боли в боку на школьных уроках физкультуры и буллинг одноклассников? Попробуйте построить новые отношения с тем, что не любили в детстве: бег может оказаться удовольствием и временем для себя. Помните, что рядом больше нет преподавателя с секундомером, а правила сочиняете только вы сами.
  • «Это бесполезно». Время не делится на полезное и бесполезное, а все приятное не обязательно заслуживать какими-то достижениями. Ваше хобби не обязательно должно быть серьезным, дорогим или социально одобряемым — если вас не тянет заниматься триатлоном, может быть, вам понравится просто гулять по городу и изучать его историю и архитектуру.
  • «Я притворяюсь». Иногда социальное одобрение все-таки оказывается очень важным и вы беретесь за что-то, чтобы рассказывать об этом другим, постить фотографии и получать лайки. В такой мотивации нет ничего плохого. Возможно, пройдет время и у вас возникнет к этому занятию искренний интерес — в психологии это называется «сдвиг мотива на цель». А если заинтересованность не появится, смело бросайте и подумайте, чем бы вы занялись, если бы не могли демонстрировать это другим.
  • «Я не талантливый». Чтобы заниматься хобби, вам не нужно иметь талант, серьезные способности или целенаправленно развивать экспертизу в этой области. Например, вы можете слушать музыку в свое удовольствие и не разбираться глубоко в направлениях, не знать каких-то исполнителей и названий их альбомов.
  • «Я ничего не довожу до конца». Мы любопытны по своей природе, наш мозг ориентирован на поиск нового в окружающей среде. И это новое не всегда становится постоянным — вам не обязательно доводить «до ума» начатое, особенно если вам это не нравится. Вы вольны начинать заниматься чем-то и оставлять это в любой момент.
  • «Я должен прогрессировать». Дети с интересом осваивают множество разных навыков в свободной игре, именно потому что в ней нет необходимости достигать результата. Этим игра отличается от обучения. Вас привлекает вейксерфинг, горные лыжи, стендап, импровизация, написание музыки, кулинария и изготовление мебели? Тестируйте все гипотезы. Вполне возможно, что вы захотите заниматься только чем-то одним, а может быть, делать все это сразу, но понемногу: пару раз сходите в столярный коворкинг, где создадите что-то для дома, запишите свой трек на студии, приготовите ужин с друзьями под руководством шеф-повара, и вам этого будет достаточно.

Что делать?

-2

Чувства, так же, как и разум, помогают нам ориентироваться в мире и принимать решения. Когда мы встречаемся с новой информацией или опытом, рождается чувственный отклик. Он сообщает о том, что нас что-то привлекает или отталкивает. Но чем мы старше, тем труднее прислушиваться к эмоциональному отклику.

Глухота к восприятию и непонимание своих эмоций – это цена, которую часто платят за адаптацию в обществе и развитую способность выдерживать физические и эмоциональные нагрузки.

Практика, которую я рекомендую, предложили основатель экзистенциально-аналитического направления в психотерапии Альфрид Лэнгле и экзистенциальный психотерапевт Михаэль Мусалек. Она помогает развить чувствительность к положительным впечатлениям, учит переживать удовольствие и помогает понять, что нам нравится.

  1. Регулярно обращайте внимание на то, что вызывает у вас интерес — даже мимолетный. Задайте себе вопрос: что меня притягивает, что нравится? Выпишите ответы. Пишите все, что придет в голову, не оценивая их. Это не должно быть что-то, что полностью вас захватывает — фиксируйте даже то, что вызывает небольшое шевеление внутри.
  2. Планируйте. Выберете из этого списка занятие и освободите для него достаточно времени. Решите, хотите ли вы заниматься этим один или в компании с кем-то. Но помните: слишком много людей могут отвлекать вас. Удовольствие требует сосредоточения.
  3. Предвкушайте. Изучите информацию о новом опыте, чтобы зародить чувство предвкушения и создать предварительные отношения с этим занятием. Но не конкретизируете свои ожидания — это может привести к разочарованию. Постарайтесь сохранять ощущение новизны и создать небольшой дефицит развлечений: воздержание усиливает переживание радости от предстоящего занятия. Иначе с нами может произойти то, что психологи называют гедонистической адаптацией: мы быстро привыкаем к хорошему, стремимся получить еще больше положительных эмоций и в итоге перестаем радоваться новому.
  4. Откройтесь чувствам. Когда вы пробуете себя в каком-то деле — не важно, печете ли вы хлеб, играете в любительском спектакле или учитесь управляться с такелажем — попробуйте открыться впечатлениям. Спросите себя: что я чувствую прямо сейчас? Может быть новизну, радость, смысл, покой, риск, азарт, свободу или что-то другое? Уделите переживаниям время. Распробуйте ощущения, постарайтесь не отвлекаться на посторонние мысли, дайте впечатлениям воздействовать на вас. Разрешить себе наслаждаться моментом, вдыхайте удовольствие от процесса. Так развивается эмоциональность. А без развитой эмоциональности человека не трогают никакие занятия.
  5. Исследуйте свои ценности. Положите эти моменты в архив своей памяти, чтобы возвращаться к ним и напоминать себе, что у вас в жизни есть ценные отношения с чем-то хорошим. Что вы ощущаете при этих воспоминаниях? Что выходит на первый план — общение с единомышленниками или время с самим собой, процесс или результат того, чем вы занимались, созидательное начало или красота? Такое самонаблюдение помогает лучше узнавать себя и найти увлечения, которые хорошо сочетаются с особенностями вашей личности, интересами, ценностями и сильным сторонами.
  6. Не думайте о том, как вы выглядите со стороны. Пришли ли вы впервые в танцевальный класс или в скейтпарк — разрешите себе быть учеником. Выходите за привычные рамки, распустите туго затянутый корсет долженствований — только так можно пережить удовольствие от нового занятия.
  7. Разделите свою радость с другими. Заниматься чем-то новым вы можете и в одиночку, но вот рассказать другим о вашем новом опыте, поделиться впечатлениями нужно обязательно. Так вы усиливаете свои чувства и переживаете радость снова и снова.