Это был лучший пароход Общества добровольного флота, который по моде того времени имел еще и парусное вооружение, – сообщают «Вести: Приморье» со ссылкой на «Энциклопедию Приморья».
Слово «Доброфлот» звучит всегда, когда речь заходит об освоении Дальнего Востока. А что же такое Доброфлот? Если коротко, то транспортная компания, которая более 40 лет осуществляла морские перевозки людей и грузов между европейской и дальневосточной частями России.
Своим появлением она была обязана русско-турецкой войне 1876-1879 гг. Россия опасалась, что в войну на стороне Турции может вступить Англия. И чтобы помешать ее морским перевозкам, российским правительством в начале 1878 г. было принято решение об оборудовании нескольких рейдерских судов. Был объявлен сбор добровольных пожертвований на покупку нескольких быстроходных пароходов для переоборудования их в океанские рейдеры. Содержание их Морское министерство брало на себя. Экипажи планировалось составить из военных моряков.
В том же году для этих целей было куплено 4 больших парохода. Но война с Турцией вскоре закончилась, Англией в нее не вступила. Так что купленные на народные деньги суда решено было объединить в организацию для доставки грузов на Дальний Восток. Поскольку покупались пароходы на добровольные пожертвования, то ее и назвали: Общество Добровольного флота.
Имена пароходы Доброфлота получили по названиям городов, где на каждый из них собирались деньги: «Петербург», «Москва», «Нижний Новгород», а также «Россия». Позднее к ним присоединился и «Владивосток».
Уже в июне 1879 г. пробный рейс во Владивосток совершил «Нижний Новгород». Было доставлено: мундирных материалов 2588 пудов; имущества Министерства внутренних дел – 45558 пудов, в том числе ржи для каторжных поселений Сахалина 38502 пуда. А также ссыльнокаторжных – 600 чел.
Ну, а в первый регулярный рейс был отправлен по решению правления Общества лучший пароход «Москва». В числе прочих грузов он вез 10000 пудов ржи для ссыльнопоселенцев, ткани для шитья одежды, 51 пуд игральных карт для Морского собрания, а также постоянного агента Доброфлота во Владивостоке г-на Есипова к новому месту службы.
24 февраля 1880 г. судно покинуло Одессу и при попутном ветре до Турции шло под парусами. Из Порт-Саида «Москва» вышла одновременно с английским пароходом «Лондон Кастл», но в Сингапур пришла на день раньше его.
14 апреля встречать «Москву» высыпал весь Владивосток. Впервые письма и российские газеты пришли на окраину России не через год, а через 2 месяца. Разгрузили пароход за пять дней,за время которых в честь моряков устраивались торжественные обеды, балы и молебны. 18 апреля «Москва» ушла обратно.
Так начались регулярные летние рейсы, продолжавшиеся более 40 лет. В 1891 году Доброфлотом была открыта линия Одесса–Санкт-Петербург. В 1893 г. он располагал уже восемью пароходами.
В апреле 1925 г. Дальневосточное отделение Добровольного флота постановлением Совнаркома было ликвидировано. Оставшиеся пароходы Общества вошли в состав Совторгфлота.
Коллаж на основе картины П. Куянцева «Пароход «Москва»