Привет всем!
Пару дней назад Минпросвещения опубликовал приказ, который исключит обществознание из программы 6-8 классов и сократит часы в 10-11 классах в 2025 году. Общественность возмущена! А что думают реальные школьные учителя?
Есть у меня подружка, учительница обществознания. Отличная, надо сказать учительница. Дети её любят-обожают, после окончания школы, даже спустя годы, приезжая на каникулы бегут повидаться с ней и рассказать о своих успехах, передают приветы через родителей, если сами не в городе, постоянно пишут благодарственные письма и так далее по списку. В общем не учитель, а золото. А как готовит к ЕГЭ вообще и говорить не приходится. Причём целыми классами выдаёт высокобпльников. Правда репетиторство почему-то не её конёк. Если в школе гоняет учеников, как рабочих лошадок за будь здоров, то на индивидуальных занятиях отчего-то стесняется, поэтому и не берётся за это дело. Да и ещё такая особенность, что не очень может найти общий язык с руководством. Поэтому живет исключительно на заработанные за часы с высшей категорией без разнообразных премий и стимулирующих. Так вот, узнав об отмене обществознания я очень стала за неё переживать. Часы истории давно поделены и каждый держится за них мёртвой хваткой, куда приспособят её? И вообще понадобится ли она руководству в новых условиях? Поэтому в очередной раз встретившись вечерком в супермаркете (где как не на рынке обсуждаются самые важные вопросы) я попробовала высказать ей своё беспокойство за дальнейшую судьбу её и предмета, которому она учит. А она, как оказалось, не только не расстраивается, а даже очень голосует «за» отмену этого предмета. Я попросила от неё разъяснений, потому как, когда мой предмет убрали из основного расписания во внеурочку я очень расстроилась! И вот что услышала!
Итак! Почему же действительно стремление отменить обществознание в средней школе, а в старших классах свести его к минимуму, разделив на блоки (экономика, право, политика и т.д., т.е. всего по чуть-чуть), по мнению учителя обществознания, является правильным?
Во-первых, обществознание, не несёт никакой целостной мировоззренческой ценности. Отдельные науки, которые включены в этот школьный предмет, такие как культурология, политика, социология, да, дают собственное представление об окружающей действительности. Но целостной картины нет, и даже наоборот, это науки часто вступают в конфликт.
Во-вторых. Когда обществознание преподаётся в 6-7 классах, оно вытесняет другие, более ценные науки. На них нет времени. И всегда работает лень-матушка. Проще признать, что ты гуманитарий и забить на ту же математику. И что говорить об учениках, когда даже родители, зарывая голову песок, в оправдание плохих отметок по точным наукам использует фразу: «Наш ребёнок исключительно социально-гуманитарного склада и что вы лезете к нему с этими (например) формулами!». А что такое обществознание в 6-7 классах? Это «словоблудие»! Что называется: «А давайте поговорим….!» поднимаются темы: Что такое дружба? Что такое предательство? И все в этом духе! А посчитать? А прочертить? А построить график? Что уж говорит, если даже такой предмет, как «история» страдает. Тут необходимо учить даты, запоминать факты, строить логические цепочки и просто болтавнёй не отделаешься! И помимо всего, часы на обществознание отобраны как раз у неё, у истории! А вот как раз она формирует представление о родной культуре, развивает критическое мышление, воспитывает патриотизм и т.д.
Почему же тогда по сети то и дело мелькают призывы этого не делать? Не отменять обществознание? Кому это нужно? Это нужно тем, кто зарабатывает деньги на этом предмете! Репетиторам и различного-рода оффлайн и онлайн школам! Так как обществознание это один из самых массовых экзаменов среди всех остальных, которые выбирают выпускники 11 классов для сдачи ЕГЭ.
По информации Рособрнадзора, самым популярным предметом по выбору у выпускников школ для сдачи ЕГЭ в 2023 году стало обществознание. Его выбрали 46% одиннадцатиклассников.
Т.е. почти половина! Империи репетиторов по подготовке к экзамену по обществознанию процветают!
Помимо всего прочего, ЕГЭ по обществознанию это возможность для средненьких вузов набрать себе хоть каких-то первокурсников. Вот например, будущие учителя физики сдают вступительные экзамены по русскому, профильной математике и отчего-то обществознанию (почему не физике?). На психолога сдают обществознание, биологию. На некоторые инженерные специальности, например ФКТ, так же потребуется все то же обществознание и высшая математика, либо информатика.
Единственное, что по мнению учителя, можно было бы оставить в 7-8 классов из обществознания, это преподавание права. При условии, что оно будет более практикоориентированным. Как, например сейчас, финансовая грамотность, очень хорош был бы для граждан нашей страны такой предмет как «правовая грамотность».
А вы как считаете? Что было бы правильным? Убрать обществознание или оставить? Какие у вас есть «за» и «против» этого предмета?