Найти тему
Осеннее вино

Кагор: недостающее звено

С точки зрения информации (может быть, и не только её), наверное, можно сказать, что после тёмных времён (когда мало кто знал какие-то интересные сведения, и неоткуда было их взять) сейчас наступили сумерки: информации очень много, все стремятся вас просветить, но при этом сами не очень разбираются в вопросе, который освещают, в результате получается какая-то игра света и тени, где тяжело разобраться, что к чему.

К этому описанию отлично подходит история кагора. Наверняка вы уже слышали из каждого утюга, что кагор (и название, и вино) происходит из французского региона Каор (Cahors). Некоторые, возможно, даже припомнят, что взятием такого города Генрих Наваррский когда-то всерьёз обозначил свои притязания на французский престол. В плане вина Каор - одно из самых консервативных мест в мире, там как выращивали мальбек (иногда называя его "оксеруа" или "кот") и делали плотные красные вина (за что и были выбраны) в XVIII веке (и гораздо раньше), так делают это и сейчас.

Вино из апелласьона Cahors. Источник: https://en.wikipedia.org/
Вино из апелласьона Cahors. Источник: https://en.wikipedia.org/

Итак, где-то при Петре I, а может быть и позже, Русская Православная церковь (сама или через посредство государства) стала закупать вино в Каоре и, по русской традиции прочитав все видимые буквы, называть его кагором. Но в какой момент по-видимому сухое и абсолютно точно тихое (не креплёное) вино стало сладким и креплёным? Вот тут и начинаются поиски в потёмках. Версии разнятся от "в месте производства", "по месту прибытия", "сразу", "потом" и "это придумал Голицын в конце XIX века".

-2
-3
-4

Здесь можно обратиться к классическим историям происхождения портвейна, хереса и мадеры. Все они, в той или иной степени, утверждают, что крепление (а также остаточный сахар, впоследствии) появились с целью стабилизации вина при дальней транспортировке; такая мотивировка имеет смысл и для кагора, которые приходилось везти через всю Европу на телегах (увы, до железных дорог было ещё далеко), что немногим более быстро, чем, например, привезти портвейн из Португалии в Англию по морю.

-5

В археологии ещё не так давно были широко известны поиски "недостающего звена": есть история про поиска переходного существа от динозавров к птицам (археоптерикс подошёл не вполне), есть - от обезьяны к человеку (тут проконсул вроде бы всех удовлетворил). И недостающее звено между каором и кагором действительно существует, хоть и совершенно неизвестно широким массам - это вино называется Rogomme. На сайте производителя вы можете найти как знакомое нам описание производства кагора (уваривание сусла, закрепление), так и время появления этого вина - Французская революция, т.е. конец XVIII века. Так однозначно идентифицируется и время, и источник: видится совершенно невероятным, чтобы технологическую идею родили в России, где на тот момент виноделия не было как понятия, и "забрали" обратно во Францию. Есть шанс, что технология появилась "по просьбе русских", но он небольшой. Скорее всё-таки так совпало, что в поисках вина по холмам Каора было найдено сладкое креплёное вино, его купили, и затем уже воспроизвели (со временем) технологию у нас.

Место рождения кагора в наши дни. Источник: https://chambert.com/
Место рождения кагора в наши дни. Источник: https://chambert.com/

Вот так иногда, чтобы получить из каора кагор, нужен рогом.