Найти в Дзене
Это Краснов

Сколько солнечных панелей нужно, чтобы запитать ВЕСЬ автопарк мира? Вы удивитесь

Оглавление

В мире около 1,5 млрд автомобилей, и 99% из них работают за счёт ДВС. Но доля электромобилей увеличивается, а с ней — и потребности в электроэнергии. И есть мнение, что в этом случае её либо не хватит вообще, либо придётся строить чуть ли не угольные ТЭС, чтобы компенсировать энергодефицит. Я решил прикинуть, сколько солнечных панелей нужно, чтобы обеспечить энергией 100% мирового автопарка, то есть 1,5 млрд электромобилей. Изначально мне казалась, что придётся покрыть батареями всю планету...

Сколько энергии тратит мировой автопарк

Итак, у нас есть 1,5 млрд электромобилей. Средний расход энергии я взял в 30 кВт*ч на 100 км. Для сравнения, городской электромобиль летом потребляет порядка 10-15 кВт*ч на 100 км, а Zeekr 001 уральской зимой — 40 кВт*ч. Так что моё значение плюс-минус можно считать средним для всего мира (северных стран в нём не так много).

Средний пробег я выбрал 20 тысяч километров в год: в этом расчёте для простоты мы будем говорить только про легковой и лёгкий коммерческий транспорт: для дальнобойных фур можно посчитать отдельно.

Итого каждый электромобиль в год будет потреблять 6000 кВт*ч. Увеличим эту величину на 25%, чтобы учесть потери в линиях электропередач и зарядных станциях, и получим 7500 кВт*ч в год. Тогда 1,5 млрд электромобилей потребуют 11,25 триллионов кВт*ч в год. Мягко говоря, устрашает.

Сколько батарей нужно

-2

Что касается солнечных батарей, то понятно, что их эффективность зависит от места, где мы их разместим. Я сделал два расчёта: для пустыни в северной Африке и для своего региона, Урала.

Итак, в африканских пустынях много свободного места, а интенсивность солнечного излучения оценивается в 2200 кВт*ч/м2 в год. Эффективность солнечных батарей я выбрал в 20%, итого — 440 кВт*ч/м2 в год. Теперь поделим наши чудовищные 11,25 триллиона на 440, и получим площадь батарей в 25,6 млрд квадратных метров. А чтобы учесть все мыслимые погрешности расчёта, а также технические проезды и площадь для оборудования подстанций и ЛЭП, увеличим это значение в 2 раза, получив 51,2 млрд квадратов. Значит, наша гипотетическая гелеостанция займёт квадрат с длиной стороны 226 километров. Конечно, это эпическое сооружение, но поскольку мы говорим об автопарка всей Земли сразу, то и оценивать его лучше в масштабах Земли. А выглядит такой квадрат вот так: видите красный квадрат где-то на границе Мали и Алжира?

-3

Понятно, что при таком локализованном размещении солнечных панелей возникнут проблемы с транспортировкой энергии, да и политическая обстановка в Африке не способствует столь масштабным инвестициям. В данном случае я не предлагаю ограничиться только этим куском территории: скорее, это просто мысленный эксперимент с целью понять, какую долю Земли нужно занять батареями, чтобы электромобили действительно питались солнечной энергией. Как видите, не очень большую.

Уральский сценарий

А если размещать батареи в наших широтах? На Урале плотность солнечной энергии оценивается в 1045 кВт*ч/м2, а в южный областях, что граничат с Казахстаном, чуть выше. Площадь нашей станции увеличивается в 2,1 раза до 108 млрд квадратных метров. Это квадрат со стороной 328 км, что, конечно, немало. Но на карте России это опять же не такое уж чудовищное пятно.

-4

Если натыкать батареи так плотно, Урал станет мировой житницей энергии, но вряд ли в этом есть смысл, так что мысленно можете растащить эту площадь по другим странам. Плюс, уповать только на гелиостанции мы вряд ли будем, и этот расчёт лишь показывает, что приходящая на Землю энергия Солнца настолько огромна, что даже целый автопарк планеты съест лишь небольшую её часть. При реальном проектировании придётся учитывать и дальность передачи энергии, и качество земель, которые уйдут под солнечные плантации (мы же не хотим остаться без лесов), а где-то, может быть, лучше будет ставить их в океане. Но и спешки в этом вопросе нет, потому что 1,5 млрд электромобилей по Земле поедут в лучшем случае лет через 50, так что инвестиции такого рода потребуются не враз. Главное, что фундаментальной проблемы с их энергообеспечением нет даже за вычетом атомной энергетики и угольных ТЭЦ. Думаю, в реальности мы вряд ли сделаем ставку исключительно на солнечную энергетику, но она вполне может быть неплохим подспорьем, особенно если продумать энергосистему в масштабах всей планеты.

И я тут даже подумал, как глупо люди живут. Они всё время воюют и делят клочки земли. Они везде ищут врагов. Они прокачивают населения идеями об ограниченности ресурсов и важности той же нефти. Но по факту есть и другие ресурсы, использовать которые мешают даже не технические, а политические сложности: кто в реальности захочет вливать миллиарды долларов в африканские пустыни? А если и захочет, выставит такие условия, что африканцы снова окажутся в статусе колоний, на этот раз энергетических. И нет, такое будущее мне также не нравится. Однако, по-моему, есть и золотая середина, и если бы человечество избавилось от средневекового мышления и мыслило чуть дальше, чем на 10 лет вперёд, оно бы вполне могло реализовать такой проект в выгодном для всех сторон ключе.