Найти в Дзене

СМЭР для лечения невроза. Как помочь себе с помощью КПТ?

Самое простое упражнение при использовании КПТ методики - вести дневник СМЭР, ситуация-мысль-эмоция-реакция. Это упражнение помогает понять, как человек воспринимает окружающий мир через его автоматические мысли. Смэр в целом помогает понять мироощущение человека - какие ситуации вызывают у него эмоциональный отклик, какие мысли в первую очередь приходят к нему в голову, как он привык вести себя в тех или иных ситуациях и так далее. При ведении дневника необходимо отслеживать, что вызывает у вас эмоции. На какие события вы реагируете и воспринимаете их "близко к сердцу", а какие не вызывают никаких эмоций? В этом плане дневник СМЭР напоминает феноменологический подход в гештальте - главным объектом исследования являются не ситуации или поведение, а содержание воспринимающего сознания. То есть исследуются не событие, а то как человек, ведущий дневник, воспринимает это событие. Что чувствует, что думает, что это для него значит. Поскольку личность каждого человека индивидуальна, при исс

Самое простое упражнение при использовании КПТ методики - вести дневник СМЭР, ситуация-мысль-эмоция-реакция. Это упражнение помогает понять, как человек воспринимает окружающий мир через его автоматические мысли.

Смэр в целом помогает понять мироощущение человека - какие ситуации вызывают у него эмоциональный отклик, какие мысли в первую очередь приходят к нему в голову, как он привык вести себя в тех или иных ситуациях и так далее.

При ведении дневника необходимо отслеживать, что вызывает у вас эмоции. На какие события вы реагируете и воспринимаете их "близко к сердцу", а какие не вызывают никаких эмоций? В этом плане дневник СМЭР напоминает феноменологический подход в гештальте - главным объектом исследования являются не ситуации или поведение, а содержание воспринимающего сознания. То есть исследуются не событие, а то как человек, ведущий дневник, воспринимает это событие. Что чувствует, что думает, что это для него значит.

Поскольку личность каждого человека индивидуальна, при исследовании нет каких-то общих шаблонов, паттернов или классификаций - все упирается только в человека и раскрытие его внутреннего "я".

Лучше всего это рассмотреть на практическом примере. Представим ситуацию - ваш друг сообщает вам о том, что его фамилия в списках на отчисление. Какая ваша реакция? Возможно, вы начнете думать о том, как его поддержать. Начнете накидывать варианты, что ему делать, как и с кем переговорить, чтобы получить отсрочку на пересдачу. Или варианты того, как можно перевестись на другой курс ниже, или куда пойти работать. А может вы наоборот - наконец поздравите его из-за того, что его вопрос "отчислятся или не отчислятся" решился сам с собой. Какая бы реакция не была - она не про друга. Она про вас. Про то, как вы чувствовали бы себя в такой же ситуации, как восприняли бы эту новость, если бы она была про вас. У друга может быть вообще другая реакция, противоположная вашей.

Все потому что ситуация, какой бы она не была, сама по себе нейтральна. Абсолютно любая - расставание, болезнь, увольнение или даже смерть родственников - все нейтрально. Эмоции вызывает сам человек, интепретируя событие со стороны своего опыта, мироощущения, характера, личности и так далее. Показательный, хотя и не совсем этичный пример - СВО. С разных сторон конфликта к происходящему относятся по-разному хотя, казалось бы, ситуация одна и та же.

Использование СМЭР для описания ситуаций позволяет определять проблему. Но не лечить ее. Вот тут на помощь приходит продолжение - оспаривание своих мыслей.

Оспаривание мыслей помогает снизить общий накал эмоций, дать более объективный, более взвешенный и спокойный взгляд на мир. Правда тут есть одна проблема - одного понимания "неккоректности" своих эмоций недостаточно. Эмоции же появляются не на пустом месте, они - маркер потребности человека. Как осознанно к ним не подходи, но если ситуация вызывает негативные эмоции - значит человеку чего-то не достает.

Но только понимания недостаточно. Когнитивная часть может объяснить, как у человека возникает невроз, как он к этому пришел и как усугубляет свое состояние. Но она не может изменить его, потому что основа, от которой человек отталкивается, просто мыслями не меняется. Необходима также поведенческая часть - то есть реальные действия, подтверждающие когнитивную составляющую. Когнитивные искажения же не появились просто так, они были подкреплены опытом, который присутствовал в вашей жизни. И чтобы избавиться от них также потребуется опыт, который докажет, что это были именно искажения, а не реальность.