Найти тему
ARTПатруль

Марина Абрамович: «бабушка перфомансов»

Оглавление

Марина Абра́мович, сербская художница перформативного жанра, является одной из самых влиятельных фигур в мире современного искусства. Родилась 30 ноября 1946 года в Белграде, Сербия. Отец Марины Войо служил командиром и был воспринят обществом как национальный герой после войны. Мать, Даница, работала майором в армии и в 1960-х годах занимала должность директора Музея Революции и Искусства в Белграде.

В 1964 году отец Марины покинул семью. В интервью 1998 года Марина Абрамович рассказывала о том, как её мать приняла на себя полное руководство и контроль над ней. 

«Все перформансы в Югославии я свершала до 10 часов вечера, потому что в это время должна была быть дома. Это было абсолютное безумие, но все мои порезы, хлестания, поджигания, которые могли лишить меня жизни, — всё делалось до 10 вечера» Делилась Марина 

 

Первым известным перфомансом Марины Абрамович стало её выступление на Эдинбургском фестивале искусств в 1973 году, известное под названием "Ритм 10". В этом перфомансе Марина ритмично втыкала нож между расставленными пальцами руки, записывая звук этого процесса. В ходе выступления художница даже нанесла себе раны. После она повторила свои действия , следуя тому же ритму и раня себя в тот же момент, как это было записано на пленке. Это создало эффект столкновения прошлого и настоящего через раны на одном и том же месте. 

 

Реакции общественности на "Ритм 10" были разнообразными. Некоторые зрители видели в этом перфомансе глубокий смысл и рассматривали его как форму искусства и самовыражения. Другие же считали его странным и неясным, не понимая его цели и смысла. Некоторые даже реагировали отрицательно, считая его провокационным и вызывающим.

 

В 1974 году, чтобы проверить пределы связи с зрителями, Абрамович создала одно из самых запоминающихся произведений своего искусства. «Ритм Ноль». На протяжении шести часов она разместила на столе 72 объекта, предоставив публике возможность манипулировать её телом. От ножниц до пистолета с патроном, объекты вызывали широкий спектр эмоций – от радости до страха. Этот эксперимент вывел искусство на новый уровень, привлекая внимание к взаимодействию между художником и зрителем.

-2

«Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния». Делилась Абрамович 

 

Начало великой любви 

 

Первая встреча великих фигур в истории перформанса мужчины и женщины произошла 30 ноября 1975 года - символически в их день рождения. К моменту, когда они встретились, Абрамович закончила обучение в Академии изобразительных искусств Белградского университета, после чего преподавала несколько лет, и активно занималась искусством. Улай был увлечен фотографией и с ее помощью создавал свои первые концептуальные работы. После вместе переехали в Амстердам, и съехались. Так начались отношения которые как выражалась сама Абрамович были—важны для историй искусства. В их отношенияхсамым главным стало совместное творчество. Оба горели новыми идеями. Позже сам Улай признается, что те годы были самыми лучшими в его жизни. 

 

Совместные перформансы 

 

«Отношения во времени»

-3

Перфоманс «Отношение во времени» стал основоположником в их совместных работах. В рамках выступления Абрамович и Улай сев к друг другу спинами, сплели свои волосы в одно. В таком положений они просидели на протяжений 17 часов. По истечений времени в помещение пустили зрителей. Таким образом художники хотели продемонстрировать, как энергия публики может влиять на их физические и эмоциональные возможности, создавая тем самым еще один слой взаимодействия времени и человеческого сознания.

 

«Расширение пространства».  

 

Встав спиной к спине обнаженные Марина и Улай начали с силой биться о колоны, постепенно сдвигая их. Чем дальше колоны сдвигались, тем яростнее становились их удары. Идея перформанса "расширения территорий" была связана с исследованием телесности, силы и взаимодействия между художниками и окружающим миром.

 

В этом перформансе Абрамович и Улай использовали свои тела как инструменты для воздействия на окружающие объекты - в данном случае, на тяжелые колонны. Они показали, что с помощью своего физического существа, своей силы и энергии, они способны изменять и воздействовать на пространство вокруг себя.

 

«Смерть себя» 

 

Идея перформанса "Смерть себя" Марины Абрамович в 1977 году была связана с исследованием темы интимности, зависимости и взаимозависимости между людьми.

-4

На первый взгляд, акт постоянного поцелуя художников может показаться простым и романтичным, однако реальность перформанса оказалась гораздо более сложной и загадочной. Специальный агрегат, соединивший рты Абрамович и ее партнера, создавал иллюзию постоянного поцелуя, но на самом деле обеспечивал обмен выдыхаемым воздухом.

 

Этот перформанс исследовал не только тему близости и взаимной зависимости, но и границы физической и эмоциональной выносливости. Через семнадцать минут после начала действия, когда у артистов закончился кислород, они одновременно упали в обморок. Это создало мощный эффект и вызвало у зрителей шок и эмоциональное волнение.

 

 

«Влюбленные» 

-5

В 1988 году пара планировала свадьбу, однако после 10 лет отношений, совместного творчества, и долгих переговоров с китайскими властями их пара начала рушится. Перфоманс «Влюбленные» включал в себе их встречу на середине Великой Китайской стены. Марина со стороны моря, а Улай из пустыни. Пройдя к друг другу путь состоявший из 2500километров, они расстались на 20 лет.

 

«В присутствии художника» 

-6

Последующая их встреча произошла в 2010 году на глазах зрителей в Нью-Йоркском музее современного искусства. Во время перфоманса. В его рамках, Абрамович сидела и молча смотрела в глаза любому желающему. Единственным ограничением был телесный контакт. Неожиданно на первый день напротив Марий сел Улай. В общей сложности действия художницы продлилось 736 часов. 

Автор статьи: Айғаным Турсынова