Найти в Дзене

Спектакль по пьесе Б.Брехта «Добрый человек из Сезуана»

Спектакль по пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» в театре им. Пушкина.

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.

Режиссер - Юрий Бутусов

Перевод - Егор Перегудов

Сценография и костюмы - Александр Шишкин

Художник по свету - Александр Сиваев. 

Премьера 01.02. 2013

Награды: « Золотая маска» - « Лучшая женская роль» ( Александра Урсуляк). 

«У человека внутри дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее, как может». Поль Сартр. 

Бертольт Брехт является создателем «эпического театра». Это название говорит о том, что драматург ставил своей целью создать пьесу-обобщение о современном ему урбанизированном мире: о Германии 20х-30х годов. Прошло сто лет, и Юрий Бутусов, следуя Бертольту Брехту, создал свое масшабное полотно о современном мире, которое не сильно отличается от мира, созданного Брехтом. Добро и зло в пьесе сосуществуют как две отдельные реальности, персонажи раздвоены, и их поступки поражают контрастностью и немотивированностью. 

И это не психологическая сложность или диалектика души, когда в душе человека борются добро и зло, как это было в классической литературе. Внутренний мир героев Брехта отражает сложный непредсказуемый мир. У Карла Гюстава Юнга есть фраза о том, что психика человека похожа на ящички. В одном будет сентиментальность, в другом - жестокость. Тем более, что Брехт жил в эпоху гитлеризма. А Гитлер в быту был вегетарианцем и хорошим человеком, по воспоминаниям ближнего круга. 

Но Юрий Бутусов изменил важный посыл Брехта к зрителям о том, что у нас есть возможность менять мир к лучшему, ведь свой театр Брехт называл «эпическим и интеллектуальным» и верил в возможность преобразования мира. Об этом последний зонг в пьесе:

Так помогите нам! Беду поправьте

И мысль и разум свой сюда направьте.

Плохой конец - заранее отброшен.

Он должен,

должен,

должен быть хорошим!

В версии режиссера Юрия Бутусова ничего изменить нельзя и нет веры в хороший конец, а все мы - заложники непредсказуемой игры высших сил и своей природы. 

«Я не смогла выполнить твой божественный план», - говорит Богам Шен Те.

В спектакле реализован главный принцип театра Брехта - разъединение всех элементов спектакля и на уровне сценографии (на сцене раскиданы и расставлены разнородные вещи: кровать, мешки, дверь, стулья) и на уровне персонажей и их отношений с миром, и на уровне существования этого мира. Повествование выстроено Брехтом как « парад аттракционов» (термин Эйзенштейна). Возникает ощущение разорванности эпизодов. Публика чувствует себя озадаченной разрешением вопроса, как они между собой связаны. Это и есть эффект остранения: по-новому взглянуть на предмет. Более того, эпизоды прерываются пением зонгов, совершенно не обязательных для развития сюжета. В спектакле исполняются зонги композитора Пауля Дессау на стихи Б.Брехта. Часто пение отделяет один эпизод от другого. Зонг убивает иллюзию спектакля, разваливает сюжет. 

Для этого же в ткань драматического театра Брехтом перенесены структуры мюзик-холла и ревю. 

Все в спектаклях Брехта выдвинуто на первый план, на авансцену. Нам как бы говорят: это все происходит и с вами прямо сейчас, вы не вне истории, представленной на сцене, вы в ней. И дым буквально накрывает первые ряды в зале.

А банда паразитов исполняет в это время зонг:

Забудь про все!

Взгляни на серый дым…

Вот так и ты пойдешь за ним…

Театральный герой превращен в героя эстрады. В зонгах, исполняемых на немецком языке герой исповедуется. Перевод дается высоко над головами персонажей. Но иногда исповедь звучит как трезвая самооценка, попытка осмыслить происходящее. В зонге, «асфальтовой лирике» городского человека, происходит двойное остранение: и от сюжета, и от себя,  через взгляд на себя со стороны. 

Принцип разъединения - двойственности  связан с развитием концепции монтажа, который активно использовал Сергей Эйзенштейн. Монтаж элементов спектакля состоит в объединении горизонтального (событийной канвы спектакля) и вертикального (огромные фотографии двойников на стене и тд.), которые контрастируют или дополняют происходящее на сцене.

 В качестве примера вертикального монтажа можно привести сцену первого прихода бога (эту роль исполняет актриса): «бог» устремляет взгляд вдаль, а со стены на нас смотрит лицо мультяшной японской девушки со злыми глазами. Какой он бог? Кто знает? 

Это позволяет драматургу создать более объемное представление о мире, показать его противоречивость. Происходящее  на сцене рождает ощущение дразнящей неопределенности и острое чувство неожиданности.  

Эпический масштаб пьесы задан сразу подготовкой Вана к приходу бога в мир. 

 Ван (Александр Матросов), разносчик воды, юродивый, выходит на авансцену и совершает обряд, напоминающий то ли  обряд очищения перед встречей с богом, то ли обряд похорон, то ли отсыл к тому, что человек был создан из праха и в прах возвратится. В руках у Вана корзина  с искусственными цветами. Он расстилает ткань и сыплет на нее песок, а потом и свою голову  посыпает песком. Затем завязывает ткань с  песком узлом, как связаны  между собой в один узел жизнь и смерть. Этот песок в качестве подарка Ван передает проститутке Шен Те (Александра Урсуляк) за то, что она дала богу кров. 

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.

В символическом смысле этот узел обозначает и нашу жизнь, и жизни  всех людей. Из узла  стремительно сыплется песок, и его поток ассоциируется у меня со стремительно уходящим потоком жизни, в котором жизнь одного человека лишь песчинка. И вот на примере одной песчинки- Шен Те, которой бог даровал жизнь и деньги, нам рассказывают притчу о мире, в котором действуют два начала: добро и зло. Совсем не так, как в христианской картине мира, где Бог един и благ. 

В спектакле появится сначала бог в образе молодой девушки (Анастасия Лебедева). Бог пола не имеет, но германские корни Бутусов обозначит. Ее пение будет напоминать напевы древних германцев. Именно в древнегерманском эпосе возникнет тема борьбы добра и зла и тема конца света, когда погибнут и боги, и люди в борьбе против сил зла. 

В первый приход бога на землю Ван омоет ей окровавленные ноги, а потом поцелует их, повторяя христианский обряд. Чем больше Шен Те и другие персонажи будут  совершать зла, тем более окровавленными будут становиться бинты у возвращающегося время от времени на землю бога.

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.

И тем сильнее будет проявляться присутствие дьявола в спектакле: в сухих деревьях (из пьесы Беккета «В ожидании Годо»), неоновом красно-черном свете, в проекции сухого древа зла на задней стене сцены, в персонаже девочки - дьявола с рыжими волосами и мячиком на свадьбе Шен Те.  Этот образ Бутусов процитировал из фильма Феллини «Никогда не закладывай голову дьяволу».

-4

 Бог добрый будет обозначен символически через предметы-символы, вынесенные на  сцену: розу и голубя. Но по ходу спектакля они исчезнут, и в последней части останется только серо-черная собака, причем раскрас ее половинчатый: половина серая, половина черная. Еще один пример двойственности. Грустная ирония!

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.

Еще одним аватаром дьявола станет огромный конвейер с серой одеждой. Он появится на сцене в самой последней сцене. Конвейер символически обозначает массовое общество, в котором человек лишен своего «я». Он один из миллиона шаблонных выкроек. 

Представленные через символические предметы Бог и Дьявол существуют в одном пространстве и отражают главный принцип брехтовского театра - принцип разъединения всех элементов. 

Живое музыкальное сопровождение ансамбля под управлением Игоря Горского насыщает пьесу неповторимыми акцентами, так что зритель с начала до конца погружен в стихию  разнородной музыки Пауля Дессау, работавшего с Брехтом. 

Свет  на сцене (художник по свету Александр Сиваев) тоже все время меняется. Неестественно яркий вначале, он сменится на черно-красный в сцене встречи Шен Те с летчиком, когда тот будет в шаге от самоубийства. В сцене свадьбы действие происходит в глухом черном  пространстве со слабым светом от ламп. В последнем эпизоде суда над Шен Те, с конвейером по всей длине задней стены, главным цветом станет серый. 

Тема двойственности ярко выражена в персонажах пьесы. Ванов два, юродивый и здоровый. На стенах сцены периодически появляются проекции детей-двойников.

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.

В спектакле также две Ми. Цзю (домовладелица): одна - ужасное существо, с голосом то сирены, то мегеры, другая-несчастная с поленом вместо ребенка. Ее роль блестяще исполняет в спектакле Ирина Петрова. Образ женщины с поленом вместо ребенка - цитата из сериала «Твин Пикс», где тема двойничества заявлена уже в самом названии. Также раздвоен летчик (Александр Арсентьев) : сначала он слабый человек-мечтатель, потом в нем проснется расчетливый циник. 

-7

 Идея двойственности человека наиболее ярко воплощена в образе Шен Те. Мы увидим два совершенно разных человека в одном.

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.

Эту роль блестяще исполняет Александра Урсуляк. Когда Шен Те добрая, ее жизнь оказывается невыносимой, так как все ею пользуются. Когда она надевает костюм  двоюродного дяди и выходит наружу ее злая сущность, жизнь сразу налаживается, и бизнес процветает. И даже костюм злого дяди создает контрастное впечатление, поскольку он напоминает образ Чаплина. 

-9

В конце спектакля эти противоречия доведены до крайнего обострения. Она плачет.  Она пытается как-то их разрешить, но добрый бог и Ван, весело удаляются, оставляя ее совершенно одну. 

На прощание они советует ей выпускать двоюродного брата раз в месяц. Какая ирония! По существу, бог оставил человека на произвол судьбы. А социум может сделать из человека все что угодно.

История с летчиком тоже вырастает в притчу о невозможности любви и надежды в современном мире. Не случайно на стене появится большая проекция падающего с неба Икара. 

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Фото автора.

Спектакль жестко разрушает все иллюзии. Нам говорят (поют в зонгах): вы живете в мире где романтические иллюзии вянут и превращаются в высохшие деревья. Где нет проблемы униженных и оскорбленных. Наполеоны все. Где детей рожают от одиночества, а матери вынуждены становиться тигрицами. Где царит рационализм и конвейер и выхода нет.  В то же время мир непредсказуем. Парикмахер Шу Фу вдруг дает деньги Шен Те и тем самым спасает ее.  И она сама то творит добро, то зло. Другими словами, мир сложен и непредсказуем. Правда, такие случаи, скорее, исключения. 

И последний зонг Шен Те звучит как крик Иова Богу, на который он осмелился, будучи доведен до самого жалкого состояния. Актриса Александра Урсуляк исполняет этот зонг на двух языках, русском и немецком, и ее исполнение- крик достигает невероятной пронзительности! Этот крик Шен Те о том, что единственное, что осталось человеку в богооставленном мире, - это кричать в пустые небеса и рассчитывать на себя! 

Она бросает убегающим Богам и Вану: «Помогите! Я без вас не смогу!» Но свет гаснет - и героиня остается в полной тьме.

Изречение Поля Сартра говорит о  том, что человек не может жить без бога и заполняет свою пустоту чем может. Шен Те ждет ребенка. Это ее надежда. Ради этого она будет тигрицей по отношению к другим людям.  Но в спектакле есть намек, что этот ребенок может оказаться вовсе не ангелом. 

Без веры в единого  Бога спасения  для человека нет, но в спектакле  эта мысль не звучит. По мнению Бутусова, речь идет о человечестве, которое выбрало себе другой, нехристианский путь, или бог сам нас покинул. 

Замысел режиссера прекрасно воплощает весь актерский ансамбль: мать Суна - Вера Воронкова, Шу Фу - Андрей Сухов, госпожа Шин - Наталья Рева-Рядинская, женщина и старуха - Анна Кармакова (блестяще!), полицейский - Алексей Рахманов, старик - Александр Дмитриев, родственник - Иван Литвиенко. 

В Москве идут последние показы спектакля.

#театрпушкина #брехт #бутусов