Как уже знают постоянные читатели нашего блога, большинству иностранцев для работы в России необходимы разрешительные документы. Что это за документы – зависит от категории, к которой принадлежит иностранец. По статистике, большинство работающих в России мигрантов относятся к временно пребывающим, и для работы им необходим патент. Сегодня вместе с экспертами ЦенТрМиг разберемся, что должен знать работодатель, принимающий такого мигранта на работу, и как ему избежать возможных нарушений миграционного законодательства.
Что нужно проверять в патенте мигранта при трудоустройстве?
Мы уже говорили о том, что патент нужен только временно пребывающим иностранцам из таких стран, как Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Молдова, а также негражданам Литвы и Эстонии. Украина также входят в этот перечень, но Указ Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 585 внес временные послабления. До его отмены иностранцы из Украины могут работать в России без патента, при условии, что они вовремя прошли медкомиссию и получили зеленую карту.
Обратите внимание! Работодатель, нанимающий гражданина Украины, должен внимательно следить за требованиями миграционного законодательства в отношении граждан этой страны, так как они могут измениться в любой момент.
Если рабочий является гражданином одной из вышеперечисленных стран, то работодателю (или сотруднику, отвечающему за прием на работу мигрантов) нужно убедиться в наличии у иностранца действующего патента. Вот на что нужно обратить внимание:
· Срок действия патента (указан в самом документе);
· Соответствие региона и профессии в патенте фактическим условиям работы иностранца;
· Подлинность патента (проверить патент на подлинность можно на сайте МВД);
· Чеки по патенту (если их не хватает, или оплата произошла на неполную сумму или опоздала – патент аннулируется, а значит, не действует);
· Реквизиты в чеках: и данные самого мигранта, и реквизиты получателя – они должны быть верными;
· Подлинность чеков: чеки могут подделать. Распознать подделку без соответствующего опыта бывает сложно, но работодателю придется это сделать, чтобы обезопасить себя. Сравните уникальные номера чеков – они не должны совпадать друг с другом;
· В случае если патент действует более 2-х месяцев, работодателю нужно запросить у иностранца подтверждение, что он подавал сведения о трудоустройстве в МВД с предыдущего места работы. Если 2 месяца прошло, а иностранец не подавал уведомление, то патент может быть аннулирован, даже если до этого мигрант нигде не работал.
Обратите внимание! Работодателю мигранта нужно не только проверять наличие и подлинность патента, но и контролировать его действие в течение всего срока рабочего договора. Патент может прекратить свое действие в любой момент, если работник сделает что-то не так – например, совершит ошибку при оплате патента или забудет оплатить патент вовремя.
Помимо первичной проверки патента, работодателю важно регулярно проводить аудит патентов своих иностранных сотрудников, чтобы не допускать нарушений. Для этого нужно проверять:
· оплачивает ли мигрант патент вовремя и без ошибок в реквизитах. Для этого нужно проверять те же пункты, что и при трудоустройстве мигранта;
· верно ли мигрант заполнил и подал уведомление в МВД о трудоустройстве в течение 2-х месяцев со дня выдачи патента;
· когда срок патента подходит к концу, напоминать мигранту о необходимости вовремя подать документы на переоформление патента. Лучше всего это делать примерно за месяц до окончания срока действия документа.
Работодателям важно помнить, что даже малейшая ошибка в документе может привести к крупному штрафу как на компанию, так и на должностное лицо, допустившее мигранта без документов к работе. Помимо этого, следует знать, что миграционные штрафы назначаются за каждого иностранца, который допущен к работе с нарушениями. Работа иностранного сотрудника без действующего патента грозит работодателю штрафом от 400 тыс. до 1 млн рублей, либо приостановкой деятельности от двух недель до 90 суток. Поэтому гораздо проще и дешевле передать контроль за своими иностранными работниками профессионалам – воспользуйтесь услугой аутстаффинга иностранных работников от компании ЦенТрМиг. Все документы ваших рабочих будут под постоянным контролем опытных миграционных специалистов, что исключает риск получения штрафа за миграционные нарушения. Помимо прочего, аутстаффинг позволит значительно сэкономить время и денежные средства, так как вы сможете разгрузить свои кадровые и бухгалтерские службы, а также сохраните налоговый статус и льготы, ведь с аутстаффингом вам не нужно расширять собственный штат. Воспользоваться услугой аутстаффинга иностранных рабочих просто – достаточно заполнить специальную форму на нашем сайте.