Наверное, когда-то, когда время затянет душевные раны, будет снят фильм об атаке террористов на центр «Крокус Сити Холл» в Москве. Но сегодня подобная история уже запечатлена в памяти кинематографа. Она очень схожа с той, что произошла в Москве, хотя случилась в индийском Мумбаи.
В ноябре 2008 года 10 подготовленных террористов из Пакистана, разбившись на группы, рассредоточились по 12-ти миллионному Мумбаи.
Каждый нес на спине массивный рюкзак, набитый оружием. Часть террористов к месту теракта двигалась пешком. Часть – на такси. Четверо террористов прибыли к отелю Тадж Махал Палас (Taj Mahal Palace & Tower) и к ресторану Леопольд (Leopold Cafe), расположенному напротив отеля.
Остальные шестеро в составе по двое добрались до вокзала Виктория-Терминус (Victoria Terminus), до отеля Трайдент Оберой (Oberoi Trident Hotel) и до Еврейского центра в деловом центре «Нариман» (Nariman House).
Задача террористов была проста – заходить и стрелять. В каждом из мест террористы открывали шквальный огонь по ничего не подозревающим людям.
Наиболее трагичные события развернулись в отеле Тадж Махал Палас. Начало им положила атака террористов на ресторан Леопольд. Взорвав несколько ручных гранат перед входом в здание, террористы ворвались внутрь и открыли беспорядочный огонь по посетителям.
Часть людей кинулась к выходу, часть спряталась за столиками. Тем, кому все-таки удалось под плотным огнем боевиков вырваться из ресторана, бросились в стоящий напротив отель.
Служащие отеля, закрывшие поначалу двери из-за стрельбы, открыли их, чтобы впустить людей. Среди тех, кто забежал в здание Тадж Махал Паласа, были и двое террористов. Еще двое ждали их внутри.
Практически сразу они открыли в вестибюле отеля огонь по людям, буквально расстреливая их надежду на спасение. К ним присоединились двое других боевиков. После расстрела людей в вестибюле террористы стали врываться в номера и расстреливать постояльцев.
Так началось драматическое противостояние людей и нелюдей в отеле Тадж Махал Палас.
В фильме «Отель Мумбаи: противостояние» развитие трагичных событий показывается одномоментно с двух сторон. Это известный прием, но в этом фильме он создает сильный эмоциональный контраст.
Одни буднично собираются на работу, другие так же буднично собираются их убивать. Ни те, ни другие до сегодняшнего дня не знали о существовании друг друга, ничем лично друг друга не обидели и не оскорбили.
В то время, как группа из десяти молодых мужчин с тяжелыми рюкзаками высаживается из резиновой лодки на побережье Мумбаи, молодой сикх Арджун (Дев Патель) собирается на работу.
Обняв и поцеловав свою дочь и беременную жену, он отправляется в пятизвездочный отель «Тадж Махал Палас», где работает официантом.
Десять молодых мужчин разбиваются на группы и расходятся. У каждой группы – своя цель.
Шеф-повар отеля Хемант Оберой (Анупам Кхер) отстраняет Арджуна от работы.
Случайно тот потерял по дороге на работу ботинки, а правила отеля не позволяют обслуживать гостей без полной униформы.
Расстроенный Арджун просит не отстранять его от работы. У него беременная жена и маленькая дочь. Ему нужны деньги. И сегодня тоже.
Для Арджуна находятся ботинки, но они меньшего размера, чем носит он. Арджун с радостью хватается за этот шанс.
Неудобство обуви никак не сказывается на качестве работы Арджуна, и Оберой разрешает ему остаться.
В отель прибывает состоятельный американец Дэвид Дункан (Арми Хаммер) с женой Зарой Шамани (Назанин Бониади).
Недавно супруги стали родителями и спустя несколько месяцев после рождения ребенка решили отдохнуть в обществе друг друга.
Другой заметный гость отеля - крупный российский бизнесмен, в прошлом советский спецназовец, Василий Арчевский (Джейсон Айзекс).
Часть террористов прибывает к своим целям и начинает действовать. Атакованы двенадцать объектов города.
Городские власти и полиция не могут сориентироваться в происходящем, получая одновременно из разных мест сообщения об открытом беспощадном расстреле людей.
Дэвид и Зара спускаются в ресторан, оставив малыша на попечение няни. Ресторан полон гостей, среди которых и Василий Арчевский.
Четверо террористов прибывают к отелю «Тадж Махал Палас». Двое проникают внутрь отеля, двое открывают стрельбу в ресторане через дорогу.
Менеджер отеля дает указание охране закрыть двери, но, увидев обезумевших от страха людей, бегущих к отелю, приказывает их впустить.
Вместе с ними в отель заходят террористы. Они поражены красотой отеля, но они - не гости. За плечами каждого террориста - тяжелый рюкзак, набитый оружием. Через несколько минут они открывают по людям огонь.
Двое других присоединяются к ним и расстреливают людей со второго этажа.
Быстро поняв ситуацию, персонал ресторана отключает в ресторане свет.
Арджун вместе с другими официантами просят посетителей ресторана укрыться под столами, чтобы создать видимость пустого зала.
Это срабатывает. Двое террористов, минуя ресторан, обходят вестибюль и расстреливают спрятавшихся людей.
В это время двое других вламываются в номера и поливают огнем всех, кого там находят. Няня с ребенком Дэвида и Зары прячется в шкафу, и только счастливый случай уберегает их от расстрела.
Дэвид и Зара не находят себе места, переживая за ребенка. Дэвид решает выйти из ресторана и добраться до номера, в котором остались няня с их малышом. Ему удается.
Террористы уходят из вестибюля. Пользуясь моментом, Оберой и Арджун уводят гостей в скрытно расположенный элитный салон без окон и с крепкими дверями. Все надеются на скорый приезд полиции.
Полиция приезжает и понимает, что своими силами не справится с хорошо обученными боевиками, контролирующими уже весь отель. Нужен спецназ, а ему нужно время, чтобы прибыть из Дели.
Дэвид получает сообщение от Зары о том, что она находится в салоне и принимает решение перейти туда с ребенком и няней.
Няня убеждает Дэвида не покидать номер, считая, что здесь безопаснее, но Дэвид настаивает. Няня вынуждена подчиниться.
В одном из коридоров их замечают террористы. Няне с ребенком удается скрыться в подсобном помещении.
Дэвид захвачен в заложники. Вскоре в номер, где он находится, террористы приводят еще нескольких человек, пытавшихся вырваться из отеля.
Среди них его жена Зара. Она рискнула выйти из салона в поисках мужа и ребенка. Вместе с ней Василий Арчевский, поддержавший ее решение.
Получив информацию о прибытии спецназа, террористы поджигают отель и пытаются проникнуть в обнаруженный салон.
Оберой и Арджун с другими сотрудниками отеля решают вывести людей через служебный вход на кухне.
Их план раскрыт, хотя они уже практически у выхода. Нагнавшие их террористы открывают шквальный огонь.
В этот момент на кухню врывается спецназ и оттесняет боевиков. Люди выбегают из отеля. Среди них няня с ребенком Дэвида и Зары.
Спецназ ликвидирует троих террористов. Четвертый террорист ранен и находится в номере с заложниками. Спецназ на подходе к номеру. Террорист расстреливает заложников одного за другим.
На глазах Зары погибают ее муж Дэвид и Василий Арчевский. Зара начинает читать Коран.
Знакомые слова молитвы не дают террористу выстрелить в Зару, но этого требует голос в телефоне, который все время контролировал действия боевиков.
Звучит выстрел. Террорист выходит из номера в коридор и без сопротивления идет под огонь спецназа.
Зара жива. Террорист не смог убить женщину, совершающую намаз. Зара разбивает окно и зовет на помощь. Ее спасают вместе с другими выжившими в номерах.
Среди спасенных Зара находит няню и ребенка. Горе и радость соединяются в ней воедино.
Фильм «Отель Мумбаи. Противостояние» снят реалистично жестко и эмоционально жестоко. В духе правды жизни.
Ответ на вопрос «Зачем?», звучит в самом начале фильма. Это месть тем, кто живет лучше, богаче, свободнее от тех, кто прозябает в нищете и угнетении. Подобная месть обезличена. Неважно, кто ты. Важно, где ты. Пусть даже ты официант, не имеющий второй пары ботинок.
Чувства обиды, несправедливости, бессилия умелые манипуляторы легко трансформируют в желание мести. Такой манипулятор – «Брат буйвол» – направляет мальчиков-убийц к новым и новым жертвам.
Он требует быть с ним на связи. Он ни на минуту не ослабляет над ними контроль. Он дает им команды стрелять, взрывать, поджигать, и те подчиняются.
Почему? Во-первых, им внушили, что они вершат праведный суд. Во-вторых, «Брат буйвол» обещал много денег их семьям. Обещал – ключевое слово. Когда раненый террорист звонит из номера домой и спрашивает о деньгах, он слышит в ответ, что нет никаких денег.
Кажется, из четверых он единственный, кто, наконец-то, понимает напрасность и бессмысленность для себя и родных той чудовищной бойни, что они устроили в отеле. Он кричит от боли и отчаяния, но свой выбор он сделал. Назад пути нет.
Теракт в Мумбаи стал одним из самых масштабных в современной истории.
Два дня город был погружен в атмосферу паники и страха. Возможно, это и было целью теракта. Возможно, среди погибших были люди, против которых был лично настроен некий «Брат буйвол».
Организаторы теракта так и не были найдены.
Меньше, чем через месяц, отель «Тадж Махал Палас» принял гостей. О трагическом событии сегодня напоминает стела в память о погибших сотрудниках и гостях отеля, противопоставивших жестокости и беспощадности нелюдей человеколюбие и взаимовыручку людей.
На вопрос, почему они это сделали в Мумбаи, Москве, Нью-Йорке, Токио, в других городах мира, не будет однозначного ответа. Теракт –это совокупность множества факторов и стечений обстоятельств.
Важно другое – они всегда будут в меньшинстве. В любой стране, в любой социальной, в любой религиозной среде. И это главное.