Найти тему

Йеллоуфейс. Роман. Ребекка Куанг. 2023 г. Аудиокнига. Озвучила Дарья Белоусова. 18+

Йеллоуфейс. Роман. Ребекка Куанг. 2023 г. Аудиокнига. Озвучила Дарья Белоусова. 18+

Афина Лю – восходящая литературная звезда, американка китайского происхождения. В Китае она бывала только в турпоездке, но в США успешно пишет на «китайские темы». Афину все любят: умница, красавица, светская львица и талантливая писательница. Её подруга Джун - белая американка, чей дебютный роман с треском провалился. Джун вот-вот падёт до литературной подёнщины. Однажды Афина давится блинчиком и умирает на глаза Джун, но Джун, не растерявшись, присваивает черновик нового романы Афины. Переработанный текст она издаёт под своим именем, и становится знаменитой. Слава, деньги, престижные премии, гонорары, измеряемые шестизначными числами. Обратная сторона признания – критика, хейтеры, необходимость следить за каждым своим словом. И шило в мешке не утаишь, внимательные читателя сомневаются в авторстве нашумевшего романа. Ко всему прочему, Джун начинается мерещиться призрак Афины.

Трудно не заметить портретное сходство Афины Лю и автора этой книги. Ребекка Куанг – восходящая звезда, из семьи китайских эмигрантов. К двадцати восьми годам издала пять романов. Начинала с классического фэнтезийного янгадалта «Опиумные войны» (трилогия). Продолжила книгой «Вавилон. Сокрытая история» - тоже янгадалт, но взрослее и серьезнее, городское фэнтези с оригинальным сеттингом, построенном на лингвистическом фандопущении. По «Вавилону» видно, что уровень Куанг как писателя значительно вырос. Сюжет стал сложнее и насыщеннее социальными и политическими идеями.

«Йеллоуфейс» сильно не похож на предыдущие произведения Куанг. Это реалистичная история, не фэнтези и не мистика. Жанр подобрать непросто. Детектив, триллер, производственная и социальная драма. Интересно рассказано о закулисах американского литературного бизнеса, с его расовыми, гендерными ограничениями и предрассудками, со скандалами, высосанными из пальца. Буллинг, хейтерство, харасмент, абьюз, обратная дискриминация, культура отмены, влияние соцсетей – это основные темы романа. И, как мне кажется, Куанг высказывается достаточно чётко – осуждает. Осуждает травлю в социальных сетях за неудачное высказывание. Осуждает обратную дискриминацию, когда чёрный/красный/жёлтый писатель имеет больше шансов издать книгу, не потому что лучше пишет, а потому что принадлежит к меньшинству и не дай Бог издателя заподозрят в прямой дискриминации. Любопытно, что автор сам принадлежит к меньшинству американского общества.

Пример. Джун критикуют за то, что она, некитаянка, пишет о китайцах. Украденный роман посвящён истории китайского трудового корпуса (да, для меня тоже стало открытием, что Китай, хоть и опосредованно, но участвовал в Первой Мировой войне). Может ли белый человек писать о трагедии китайцев? Или белый человек наживается на чужой беде? Претензии кажутся абсурдными, но не так давно случился похожий скандал. Джанин Камминс в 2020 году выпустила очень неплохую книгу о бедах мексиканских эмигрантов «Американская грязь», и подверглась травле со стороны тех самых американских мексиканцев, вплоть до того, что книгу начали снимать с продаж, а с Камминс разорвали контракты несколько издательств.

Автор ничего особо и не выдумывает, сюжет романа, конечно, вымышленный, но основан на реальных событиях и фактуре. Общественная истерия – вот о чём книга в первую очередь. Истерия, которая питает саму себя. И что с этим делать в эпоху интернета - человеки пока не понимают.

«Йеллоуфейс» - достойная остросоциальная драма, крепко скроенная, с множеством триггеров и увлекательным сюжетом. Хороший язык, яркие персонажи и оригинальный сюжет. Текст не идеальный. По прежним книгам Куанг сделал вывод, что пока идея у этой писательницы бежит впереди технической части. Самоповторы, ружья, которые не стреляют, сомнительные повороты сюжета и смазанная концовка. Но автор замахнулся на оценку психологического здоровья человечества эпохи постиндустриализма, и это не может не подкупить.