Найти тему

Идеальное наставничество в науке

На неделе в рамках 58 Международной студенческой конференции «Неделя науки-2024» прошел финальный этап конкурса научных работ «Стволовые клетки: от фундаментальных знаний к доказательной медицине».

Моя подопечная Анастасия Помелова отлично справилась с работой, качественно подошла к проведению литературного обзора и достойно представила его результаты, заняв 2 место.

Помелова А.А. с докладом о перспективах и проблемах клеточной терапии в офтальмологии.
Помелова А.А. с докладом о перспективах и проблемах клеточной терапии в офтальмологии.

Мы не рассчитывали вовсе на призовое место, т.к. цель работы была иная, поэтому рады даже и не олимпу пьедестала.

Спустя пару дней мне позвонил профессор и поблагодарил за качественно подготовленный нами доклад. При этом было отмечено, что профессиональные навыки самого преподавателя в научной работе крайне важны в курировании студенческой работы. Попросту - если сам преподаватель не представляет и не знает, что такое научный доклад и как он должен быть построен, то научить студентов, как это сделать, он тоже не сможет.

Я являюсь преподавателем в самом настоящем смысле этого слова (я закончила очную аспирантуру, где мы изучали педагогику высшей школы). У меня был адекватный и компетентный научный руководитель кандидатской диссертации. Это явилось основанием для формирования у меня некоторых объективных представлений о том, какими качествами должен обладать идеальный наставник в науке.

Итак, идеальный наставник должен...

1. Четко объяснять суть и цель задания.

Прежде, чем браться за обсуждение "высоких материй", надо обсудить, зачем мы вообще занимаемся этим исследованием, какая у нас цель (просто любопытство, публикация статьи или успешное выступление с докладом на конференции и т.д.). Наставник может предложить варианты этих целей, иногда студент просто не может их сформулировать или боится высказать. Надо ему помочь, сказать, что нет ничего стыдного в том, что он хочет опубликовать статью, например, для того, чтобы получить бонусы для поступления в ординатуру. Ведь иногда начатая под таким предлогом работа увлекает и перерастает в настоящее исследование, имеющее под собой истинный интерес к результату.

2. Самому наставнику формулировать цели, задачи, методы исследования.

Это самый важный каркас, на который будет "нанизываться" вся работа подопечного. От того, насколько он корректен, будет зависеть успех выполнения научных задач. Невнятные приказы - это не только отсутствие результата, но и вид вертикального абьюза в работе.

3. Показывать примеры своих работ, включая у курируемого принцип "делай, как я".

Это один из самых эффективных методов обучения в педагогике. Дать свои статьи, показать свои презентации - это поможет подопечному понять, что вы от него хотите увидеть и поможет объяснить то, что было трудно донести словами.

4. Быть готовым в любой момент "встать в одну упряжку".

Это значит быть готовым доделать ту работу, которую вы поручили подопечному сделать самому, и не видеть в этом ничего зазорного. В жизни бывает всякое, например, дедлайн подачи работ оказался раньше и вы помогаете студенту писать текст доклада или "наводите красоту" в статье. Надежность наставника и его готовность прийти на помощь в любую минуту - это самая мощная поддержка для подопечного.

5. Быть честным с подопечным.

Когда начальствующие люди говорят, что надо работать на чистом энтузиазме, за спасибо, за интерес к науке и что иные мысли о выгоде "грязны", меркантильны и непозволительны для настоящего ученого, это мгновенно отталкивает и препятствует формированию доверия, а следовательно, и эффективному выполнению работы. Выше уже писала, что важно обменяться мнениями, зачем и наставник, и подопечный занимаются данным делом. Если кого-то что-то не устраивает, обсудить и найти консенсус.

6. Наставнику - быть профессионалом своего дела.

Возвращаясь к принципу "делай, как я", отмечу, что курируемый будет смотреть на вашу усердность в работе, объем знаний и стремление к ним и будет пытаться подражать вашему стилю работы. С этого пункта надо было начать, но не стала этого делать, потому что для меня это само собой разумеется! Мне вообще непонятно, как можно ходить на работу и не пытаться достичь совершенства в своем деле, не пытаться вникнуть в его суть и не пытаться делать работу раз от раза лучше. Если так случилось, что ты дилетант в какой-либо сфере и требуешь от подопечного выполнить работу, которую в силу отсутствия знаний не сможешь адекватно оценить, то можно привлечь компетентных коллег, образовав команду, где каждый отвечает за свою зону компетентности.

В заключении, хочется сказать наставникам: начни с себя - с повышения собственной компетентности, с работы над своим эмоциональным интеллектом, работай со своим подопечным в команде. Будь примером. Тогда результат не заставит себя ждать у каждого из членов вашего тандема.