Дэвид Линч. Как оказалось, я неплохо с ним знаком, так как некоторые его фильмы видел еще давно, ничего толком не зная о мире кино.
А он – фантаст, спросите вы? Я уже столько лет интересуюсь фантастикой и пишу о фантастике, да и саму фантастику, что я не понимаю что это ограниченность, считать кого-то фантастом, кого-то нет.
Понятное дело, что Чехова вы фантастом не назовете, но назовете точно Азимова, но фантасмагории Войновича или Булгакова, например, смело могут стать в ряд с фантастикой, а фильмы Люка Бессона, вообще, стали классикой фантастики.
Тоже самое и с Дэвидом Линчем. Иногда мне кажется, что все им снимаемое, какой-то бред. Но не могут же все быть идиотами, да и такие картины, как «Человек-слон», «Дюна», первые два сезона «Твин Пикса», вполне понятны и простому зрителю.
Ну, не всегда, правда, и не все моменты.
Что касается «Дюны»… начнем с того, Линч, это режиссер и режиссер арт-хаусный, который снимал классический фантастический сюжет и даже планировался Лукасом на съемку последней части «Звездных войн». Кубрик перед съемками «Сияния» настраивал съемочную площадку на нужный эмоциональный фон просмотром «Головы-ластика».
Вот о нем и пойдет речь. Честно скажу, я не досмотрел до конца. Я не смог. Я не понимаю, как это можно смотреть. Но, с художественной стороны, как писатель и как понимающий что-то в искусстве, я не смог его игнорировать.
Как воспринимать этот фильм, да и многие фильмы Линча? Хм, это сложно объяснить. Начнем с того, что Линч – художник и вообще человек искусства. Он любит всматриваться в своих персонажей, он ощущает как художник, видит как художник, ему нужна целостная картина, яркий сюжет, из которого все рождается.
Это всегда интересно. «Голова-ластик», это еще и сон. Не надо воспринимать все всерьез, слишком рационально, когда вы смотрите этот фильм. Считайте, это просмотров своих снов, только которые включили, и просмотрели все целиком.
Чтобы понять эстетику «Головы-ластика», вспомните первую серию из последнего сезона «Твин Пикса». Эта странная сцена со слепой женщиной, призывающей детектива Купера молчать, эти странные звуки, какие-то винтажные съемки. Вот, это и есть «Голова-ластик». Скажите «наркоманское» кино. Собственно говоря, да.
Хотя тот же ранний «Твин Пикс» был очень хорош. Это необычное ощущение ужаса. Я скажу больше, увлечение Линчем эзотерикой все испортило. Если бы «Твин Пикс» остался просто психологическим триллером без всех этих белых и черных вигвамов, вышло бы еще круче, чем было. Ну или свести мистику к минимому, чтобы мы только ощущали присутствие ужаса. Когда же карты раскрыты, очарование от сериала пропадает.
«Голова-ластик» фильм, который, в принципе, очаровать не может. Это даже не дурной сон, это такой непонятный сон, тягомотный сон, после которого ты просыпаешься, не понимая, что за хрень тебе снилась.
Но это не значит, что фильм плохой. Такой сон надо еще перенести на экран. Писать о чем заведомо нерациональном просто, рациональном тоже, а вот сделать сновидение, это сложно.
Линч, режиссер, который не читает проповеди и не занимается морализаторством. Он, подобно, одному из персонажей Р. Шекли, нагло врывается в ваши сны.
#дэвидлинч #культовоекино #фантастика #ужастики