Найти тему

Увлекательный мир вопроса "Почему я не могу консультировать?"

Юные (и не очень) психологи-консультанты, заканчивающие или уже закончившие проходить специальное обучение, время от времени задаются вопросом "Почему я не могу консультировать?" Этот вопрос, как ни странно, встречается достаточно часто. Во всяком случае, гораздо чаще, чем кажется самому будущему консультанту. Варианты этого вопроса: "Почему я не могу начать консультировать?", "Почему я не могу найти первого клиента?", "Почему мне всё время так плохо, когда я работаю?" и даже "Почему никто не хочет продолжать работать со мной после первой встречи?"

Как ведущая обучающих групп и индивидуальный супервизор, я регулярно сталкиваюсь с вопросом "Почему я не могу консультировать?".  Сегодня, мои дорогие читатели, я хочу поделиться с вами результатами совместных размышлений над этим вопросом. Конечно, эти выводы не универсальны и совершенно не обязательно должны хоть как-то перекликаться с вашим личным опытом. Перечень возможных ответов предназначен скорее для того, чтобы наметить поле, показать, какой сложный и увлекательный мир находится за дверями такого, казалось бы, простого вопроса. И, может быть, отчасти этот перечень поможет тем, кто боится таким вопросом задаваться.

Итак, консультант спрашивает себя, почему он не может работать. Действительно, а почему? Потому что...

  • Он хочет заниматься не психологическим консультированием, а чем-то другим. Например, манипулировать другими людьми, производить сокрушительное впечатление, исправлять чужие жизни, вести всех желающих к свету и радости. Техника и логика психологического консультирования не предназначены для решения этих задач. Несовпадение желаний и возможностей может дать печальный эффект, в особенности в том случае, если "неправильные" желания, как это часто с ними бывает, бессознательны. Печальный эффект можно купировать, если перевести означенные желания в область сознания и найти для них место где-нибудь вне сферы консультирования. Иногда после этого даже сохраняется стремление консультировать.
  • Он пытается не консультировать, а быть похожим на кого-то, кто этим занимаетсяБывает так, что чья-то жизнь и работа завораживают нас очень сильно, и мы начинаем хотеть, чтобы у нас было точно так же. При этом упускается из виду отсутствие  даже не способностей, а просто желания заниматься определённой областью. Для того чтобы быть психоаналитиком, к примеру, нужно дружить с языком и речью. Есть люди, которые не склонны к этому, но всё равно упорно стараются стать "такими же", как милые их сердцу психоаналитики. Если мы столкнулись с такой ситуацией, можно попробовать развести воображаемую и символическую идентификацию.  Чего я хочу? Выглядеть как N., когда я работаю? Или, помимо этого, я также хочу делать то же, что N, занять позицию с такими же символическими координатами? В рамках второй задачи совершенно не обязательно быть психологом-консультантом только потому, что N. - психолог-консультант.
  • Он считает, что кто-то требует от него, чтобы он консультировал (или не консультировал, это в данном случае непринципиально). Со всеми вытекающими последствиями. Этот вариант устроен так же, как любая другая импотенция, возникающая в результате фантазии о внешнем требовании. В наиболее лёгких случаях достаточно поработать с этой фантазией и раскрыть её личную связь с историей консультанта.
  • Он думает, что не имеет права консультировать. Например, потому что у него нет диплома, или сертификата, или благословения тренера, или выдающихся способностей, или любви к людям, или ещё чего-нибудь. Раскрыть ту часть личной истории, которая скрывается за такого рода фантазиями, зачастую бывает достаточно для решения проблемы.
  • Он хочет быть идеальным консультантом. Любой недостаток, ошибка, шероховатость выбивает его из колеи и заставляет мучиться угрызениями совести и чувством вины. Перфекционизм, приводящий к недееспособности в какой-нибудь области, - это артефакт личной истории. Соответственно, это материал для личной терапии.
  • Он получает удовольствие от состояния беспомощности. Есть люди, для которых беспомощность и неспособность что-то делать - это основные элементы личного симптома. Если они начинают делать что-то действительно близкое к желанию, хорошо вписывающееся в историю собственной жизни, приносящее удовольствие, то довольно быстро обнаруживают противозачаточные способности к этому делу. Такое положение вещей имеет массу преимуществ. Если ты не можешь консультировать, то можно бесконечно спрашивать окружающих, что с этим делать, получать ценные советы, беседы, нагоняи и прочие знаки внимания. А если ты это можешь... это совершенно другая история и другое удовольствие, с которым наш гипотетический беспомощный консультант, возможно, никогда в своей жизни не сталкивался.
  • Он работает совершенно нормально, но затрудняется увидеть этот процесс со стороны и оценить его. Отсутствует "внешний" взгляд, элемент Я-зеркального.  Обычно такое  бывает при недостатке обратной связи со стороны тренера (супервизора) в процессе обучения. Либо супервизия была недостаточно подробной (или её было просто мало), либо какие-то собственные причины помешали консультанту услышать супервизора и таким образом усвоить этот "взгляд со стороны".

На всякий случай добавлю, что в деле обсуждения таких вопросов важнее всего процесс, а не результат. Можно прочитать список, сказать себе: ой, второе и четвёртое точно про меня! - и благополучно забыть обо всём этом.  Но этот способ не работает у консультантов точно так же, как у их клиентов. Главное - это не сами ответы, а поиск ответов. Это потенциально бесконечный процесс, он имеет массу приятных и полезных побочных эффектов, а также - что немаловажно - совершенно не мешает практиковать. Скорее даже наоборот.

Написано 21 февраля 2023 года