В последнее время очень много ,,мудрецов" учат тому, что ,,нужно пребывать в настоящем моменте, больше ничего другого не нужно, что ,,не нужно быть буддистом, не нужно ничего практиковать, просто пребывай в настоящем моменте". Что ,,это и есть вершина практики и что это заключает в себе всё".
Мудрецов, которым ,,не нужен буддизм", которые хотят ,,пребывать в настоящем моменте", можно спросить, откуда вообще пошло это учение о пребывании в настоящем моменте?
,,Пребывать в настоящем моменте" - это одно из первых учений Будды.
На самом деле невозможно пребывать где-нибудь вообще за пределами настоящего момента. Потому что всё, что мы воспринимаем, мы воспринимаем исключительно в этом настоящем моменте и кроме него ничего нет.
Когда говорят о том, что ,,надо пребывать в настоящем моменте", то имеют в виду, что пребывая в настоящем моменте, вы думаете о прошлом или вы думаете о будущем.
Но вы думаете о прошлом, о будущем все равно в настоящем моменте.
Техника ,,пребывания в настоящий момент" существует для того, чтобы до некоторой степени связать свое сознание и поставить его под контроль. Не попадать в постоянные проявления ума.
Пребывая в настоящем моменте, вы не должны думать о прошлом, не должны думать о будущем. Вы должны воспринимать только то, что видите перед собой.
То есть ваше сознание должно быть вперено в настоящий момент. Вы видите перед собой стол, вам нужно видеть перед собой миску, из которой вы едите. Вы воспринимаете мысли, которые к вам приходят, чувства, которые испытываете, но не даёте им уносить себя от восприятия настоящего момента. Это одно из первых учений Будды под названием Сатипаттхана Сутра, где он учил пребывать в настоящем моменте.
Он говорил: ,,воспринимайте мысли в мыслях, чувства в чувствах, тело в теле"
,,Когда он идёт, он знает, что он идёт. Когда он сидит, он знает,что он сидит" и т.д.
Будда имел ввиду, что не следует позволять своему сознанию уноситься куда-то. Нужно научиться его контролировать. Когда вы таким образом пытаетесь находиться в настоящем моменте, то вы упорядочиваете до некоторой степени свою иллюзию.
То есть вы находитесь всё в том же иллюзорном восприятии мира, но ваше иллюзорное восприятие мира ставится под контроль.
Пребывание в настоящем моменте, не подкрепленное годами практики ( как в практике Тхеравады, где практикующий доводит свою внимательность до наивысшей точки), может превратиться в довольно напряженное навязчивое состояние. Которое приходится поддерживать с помощью постоянного усилия. Потому что это всё ещё неестественное и созданное состояние.
Поэтому бОльшая часть людей бросает эти попытки через какое-то время.
Традиция Махамудры и Дзогчен после того, как вы достигли некоторой степени двойственной осознанности, призывает вас распознать подлинную природу настоящего, будущего и прошлого.
Что есть ТО, что проявляет себя, как будущее, настоящее и прошлое?
Учение Дзогчен говорит о том, что в итоге практики вы должны перейти в ,,четвертое время великой равностности", которое трансцендирует прошлое, настоящее и будущее.
Когда вы переходите в четвертое время великой равностности под названием ригпа, то это не значит, что вы не воспринимаете прошлого, настоящего и будущего.
Вы воспринимаете гораздо чётче, чем до этого, все феномены настоящего момента. Очень четко воспринимаете мысли, которые вы думаете о прошлом, о будущем и настоящем. Но при этом сами вы пребываете в состоянии, которое не относится к этим всем временам и совершенно свободно от прошлого, настоящего и будущего.
Когда вы пребываете в этом состоянии, в четвертом времени великой равностности, вы пребываете одновременно и в относительной, и в абсолютной истине.
Обычный человек пребывает всегда в относительной истине.
С точки зрения буддизма то, как мир воспринимается, видится и то, каким он является на самом деле, не совпадает на все сто процентов.
Относительная истина – это то, как мир воспринимается обычным нереализованным человеком.
Абсолютная истина – это пустота этого мира, его подлинная природа - то, что мир является проявлением Дхармакайи. То, что он является проявлением непрерывной энергии источника - ригпа, ригпейцал.
Когда вы реализуете состояние ригпа - четвертое время за пределами первых трех, то вы прекрасно воспринимаете мир, как относительную истину. Вы видите его так, как его видят другие люди, и можете жить такой же жизнью, как другие люди.
При этом вы одновременно воспринимаете абсолютную истину и абсолютную природу этой относительной истины.
Все великие мастера линий Дзогчен и Махамудры пребывают в этом состоянии.
Это, собственно, то, к чему должен привести путь буддийского учения, который начинается с попыток пребывания в настоящем моменте или с практики шаматхи.
Один раз мы были на ретрите традиции Ниньгма, где в первом ряду сидели достаточно молодые Ламы, молодые Ринпоче. А во втором ряду, на возвышении хора, сидели более зрелые держатели линии. Один из них был Шечен Рабджам, он в то время был еще жив.
Было видно, что те, молодые, которые сидят в первом ряду, практикуют. То есть они делают определенное напряжение для того, чтобы возвращаться к состоянию медитации.
Они сидят с прямой спиной, всё время возвращаются в свою медитацию. Они все время как бы находятся начеку и должны до некоторой степени практиковать естественное состояние.
На первых порах практикующему приходится прикладывать усилия для того, чтобы поддержать состояние ригпа.
Учитель Доржонга Ринпоче, предыдущий 8-й Кхамтрул Ринпоче, неожиданно умер в Бутане и на Доржонга Ринпоче легли все тяжелые обязанности по содержанию и руководству монастырем и поселком, принадлежащем этому монастырю. Надо было решать огромное количество материальных вопросов, обеспечения, денег, хозяйства и т.д. Для него это было неожиданно, он был еще довольно молод. И вот он говорил, что на первых порах было трудно сочетать эти обязанности с медитацией, но потом, в дальнейшем, всё прошло и какие-либо трудности и усилия закончились. Практика шла совершенно естественно.
Доржонг Ринпоче все годы, в которые мы его знали, всегда жил естественно в состоянии мощнейшей реализации, не прикладывая к этому никаких усилий.
Также и те Ламы постарше, которые сидели на том ретрите Ниньгма, зрелые держатели линии, держатели традиции, не практикуют уже ничего. Просто живут в своем состоянии. Они могут зевать, могут развалиться на своем троне, могут даже заснуть. Могут при этом читать что-нибудь другое во время молитвы. Могут разговаривать, переговариваться с кем-то другим, но при этом они не теряют своего состояния медитации, которое является ,,совершенным союзом абсолютной и относительной истины".
Поэтому начинающему, который сам впервые открыл для себя практику внимательности и пребывания в настоящий моменте, воодушевлен этим и горд, может показаться, что они вообще ничего не практикуют и являются самыми обычными людьми. Такого рода ,,мудрецы" могут почувствовать себя намного выше, чем все миллионы практикующих традиции Дзогчен, Махамудры и Дзен.
Например, один ,,мудрец" написал в комментарии под статьёй о Дзен:
,,А зачем ринпоче держит миску? А зачем на них таблички?
Суетятся. Дзена также не существует."
Мол, какой он глупый - вместо того, чтобы просто пребывать в настоящем моменте, он занимается такими глупыми вещами, как, скажем, держание лампы или сидение где-нибудь в Бодхгае. Ведь на самом деле ,,всё везде прекрасно и совершенно, все места одинаковые, зачем куда-то ездить".
Вообще, ,,мудрецов" легко понять, потому что у русского человека, например, есть такое качество - он считает, что высшим учением является то учение, на которое способен он.
Если, например, тибетец или восточный человек встречается с каким-то учением, которое выше его понимания, он говорит ,,О, это учение выше моего понимания".
Если русский человек встречается с чем-то, что выше его понимания, то он считает, что это он выше этого учения.
Учитель в состоянии высокой реализации живет и совершает нормальные естественные действия, которые положено совершать человеку в его положении. Например, его могут попросить вместе с группой монахов поднести масляную лампу ради умершего человека. Скорее всего, именно эта ситуация и была отражена на этом фото в Бодхгае. Бодхгая считается лучшим местом для подношения светильников.
И Лама прекрасным образом сделает всё, что требуется сделать.
Во время еды он ест и некоторая еда ему кажется вкусной, другая - невкусной. Он наслаждается прогулкой, ему не нравится болеть. Он рассчитывает деньги, думает о том, какой билет на поезд купить, на какое число. Он разговаривает с другими людьми.
При этом его состояние ума, его состояние медитации, не меняется и продолжает нерушимо пребывать в союзе абсолютной и относительной истины.
Начинающими такой человек может восприниматься, как не практикующий вообще.
Пребывание в так называемом ,,настоящем моменте", несомненно, чрезвычайно полезно и совершенно необходимо в начале пути.
Но главная суть заключается в том, чтобы узнать природу настоящего момента и освободиться от всех обуславливающих вещей прошлого, настоящего и будущего. Так же, как и от усилия пребывания в настоящем моменте или где-то еще.
Потому что цель буддийской практики состоит не в том, чтобы ты непрерывно всю жизнь находился в спазме непрерывного усилия, а в том, чтобы ты вышел за пределы усилия и просто жил в потоке естественной медитации на природу ума. Как сказано в традиции - ,,преодолев болезнь усилия".
Про таких людей говорят, что они ,,уравняли жизнь и практику".
Естественное состояние ума подобно пространству. В результате практики ты должен привести свой ум в состояние открытого пространства.
Открытое пространство не практикует, не сжимается, не спазмируется, не изменяется. Если ты находишься в состоянии открытого пространства, то ты способен делать всё, что угодно.
Смысл - это прийти к этому состоянию, к состоянию свободы.
Такой же свободы, как свободно открытое пространство, которое ничто не может нарушить, ничто не может исказить, ничто не может изменить и т.д.
И при этом чётко и совершенно исполнять свои обязанности в мире относительной истины, в мире людей.