Великий князь Николай Николаевич Младший был предан Отечеству и большую часть своей жизни провел в гарнизонах. Конечно, женщины у него были, но его личная жизнь не была столь неприлично скандальной, как у отца. Он не имел порочных связей и кучи побочных детей (всего двое). Да и влюбился он поздно. Хотя скандальная история, связанная с его личной жизнью, была, а его семейная жизнь оказалась тесно связана с историей государства.
Великий князь и купчиха – «мистически тронутые»
В первый раз Николай Николаевич влюбился в 30-летнем возрасте. Его избранницей стала Софья Буренина, не то дочь, не то бывшая жена купца-меховщика, у которой была лавка в Гостином дворе. В любом случае, великому князю не пара. Что могло быть общего у таких разных людей? Оказывается, было – любовь к спиритизму и столоверчению. Они оба, как сказал современник, были «мистически тронутые». Спиритизм был в то время повальным увлечением, не обошло это явление и великого князя, умного и храброго офицера.
Министр финансов С.Ю. Витте вспоминал:
«Благодаря верчению столов и вызову духов он сошелся с купчихой Бурениной… С тех пор он постоянно занимался шарлатанами мистицизма… Мать его была прекрасная женщина, но тоже была мистически тронута…».
Великий князь и купчиха так увлеклись столоверчением, что за два года родили двоих детей. И Николай Николаевич, как человек порядочный, решил жениться. Правда, чтобы член императорской семьи женился, нужно получить разрешение от императора. Но сначала влюбленный Николаша, как звали в семье Николая Николаевича, пошел к отцу, тоже Николаю Николаевичу. Тот сам сожительствовал с балериной, поэтому ничего предосудительного в отношениях сына с купчихой не увидел. Он взялся сам поговорить с императором Александром III. По другой версии к императору обратилась с письмом мать Николая Николаевича с просьбой разрешить сыну жениться на Бурениной.
Император даже дал устное согласие, правда, предупредил, что брак этот он будет игнорировать, а жена Николая Николаевича официального статуса при дворе иметь не будет. Но великому князю и этого было достаточно. Он устроил грандиозный обед, на котором собрались все знакомые его и Бурениной, и там они обменялись кольцами.
Петербургское общество активно обсуждало новость, что царская семья роднится с купцами. Дошли разговоры и до супруги императора Александра III, императрицы Марии Федоровны. Императрицу новость возмутила: мало того, что отец живет с балериной, так еще и сын собирается жениться на купчихе. И, конечно, возмутило ее то, что император ей, своей супруге, ничего не сказал. Императрица устроила супругу семейный скандал, ведь у них тоже сыновья, а что, если они последуют дурному примеру Николаши?
И тогда император отменил свое согласие на этот брак «по изменившимся обстоятельствам» и даже произнес ставшую крылатой фразу:
«Я в родстве со многими дворами Европы, но с Гостиным двором в родстве не был и не буду!».
На этом тема женитьбы на купчихе была закрыта, а вскоре закончились и их отношения, и остался Николай Николаевич холостяком. Конечно, любовные связи у него были. Одна из них была с примой Александрийского театра Марией Потоцкой.
Николаю Николаевичу уже перевалило за 45 лет, когда в его жизни появилась черногорская княгиня Анастасия Николаевна.
Черногорка Стана
У Николая Николаевича был младший брат - Петр Николаевич. В отличие от Николая, Петр был тихим, не блиставшим ни умом, ни внешностью человеком. Его жена была его полной противоположностью – энергичная, волевая и, как она считала себя, очень умная женщина. Звали ее Милица и была она черногорской княжной.
У Милицы была сестра - Анастасия Николаевна, которую звали Стана. При рождении Анастасию назвали Станислава, но ей не нравилось ее имя, и, повзрослев, она поменяла его на Анастасия. А краткое имя Стана – осталось.
Сестры были очень дружны: погодки, с общими интересами, к тому же обе воспитывались в Смольном институте. Старшую из сестер отец выдал за русского великого князя, и она жила припеваючи, подмяв под себя слабохарактерного супруга. А младшей не повезло – ее выдали замуж за герцога Георгия Максимилиановича Лейхтербергского, который приходился Александру III двоюродным братом. Брак был заключен по политическим соображениям, супруги относились друг к другу очень холодно, правда, двоих детей, Сергея и Елену, Стана в этом браке родила. Чем дальше, тем реже супруги виделись, так как герцог Лейхтербергский предпочитал проживать отдельно, в Париже, где вел разгульный образ жизни.
При русском дворе черногорской княгине Анастасии Николаевне сочувствовали, принимали хорошо, в том числе, и императорская чета. Николай II был даже крёстным отцом Сергея, сына Анастасии.
В доме своего брата и познакомился Николай Николаевич со Станой, которая была моложе его на 10 лет, и влюбился. После суровой казарменной жизни он наслаждался тем, что Анастасия читала ему любовные французские романы, пела томные романсы, наигрывая себе на гитаре.
А он делал ей дорогие подарки, и даже в 1902 году купил в Крыму участок земли, на котором построил виллу в греческом стиле и назвал ее «Чаир». Вокруг виллы разбили великолепный парк, особенностью которого стала коллекция роз. В популярном довоенном танго «В парке Чаир распускаются розы» поется про розы именно этого парка.
Их роман был бурным, но брак невозможным, ведь Анастасия была замужем. Разводы в императорской семье, как и неравные браки, считались предосудительными. А тут Николай Николаевич Младший опять отличился – то захотел жениться на неровне, то теперь ради него надо как-то улаживать вопрос с разводом его избранницы. А ведь для развода нужны какие-то чрезвычайные обстоятельства, чтобы получить согласие не только императора, но и высшего духовенства.
Конечно, тема развода Станы широко обсуждалась в императорском семействе, многие были возмущены. Так, великий князь Константин Константинович в 1906 году сделал в своем дневнике такую запись:
«Узнал с ужасом от жены… что Стана Лейхтенбергская разводится с Георгием и выходит замуж за Николашу! Разрешение этого брака не может не представиться поблажкой, вызванной близостью Николаши к Государю, а Станы к молодой Государыне… Развод в семье в это смутное время является обстоятельством весьма нежелательным и прискорбным».
И все-таки развод был получен.
Сестры-черногорки и Григорий Распутин
Сестры-черногорки, Милица и Стана, были очень дружны и интересы их были общими. Правда, при дворе охотнее принимали несчастную в замужестве с герцогом Лейхтенбергским Стану, чем высокомерную и заносчивую Милицу. Обе сестры также были «мистически тронутые» - увлекались мистицизмом, спиритизмом и чёрной магией.
В 1903 году Милица и Стана были в Киеве, где в Михайловском монастыре познакомились с Григорием Распутиным, о котором еще мало кто знал в столице. Именно они пригласили старца в Петербург, устраивали в его честь приемы в своих усадьбах Знаменка и Сергеевка, знакомили петербургскую публику со своей «находкой». Очарованы Распутиным были не только сестры-черногорки, но и их мужья, то есть, и командующий гвардией Николай Николаевич.
Именно они и познакомили Григория Распутина с императорской семьей – Николаем II и Александрой Федоровной. Кто же тогда предполагал, что это знакомство на почве увлечения мистицизмом сыграет столь важную роль в истории России.
Для великого князя Николая Николаевича знакомство императора со старцем имело особое значение – благодаря его влиянию Николай II отступил от жёстких правил, которые соблюдали семьи императорского дома, и разрешил Стане оформить развод с герцогом Лейхтенбергским. Правда, было поставлено условие, что свадьба должна быть скромной и вдали от Петербурга. Эти условия очень устраивали обоих влюбленных, и весной 1907 года в Ялте в присутствие узкого круга состоялась свадьба великого князя Николая Николаевича Младшего и Анастасии Черногорской. Жениху было уже 50 лет, невесте 40.
Их семейная жизнь протекала спокойно, в полном согласии. Находясь в армии, Николай Николаевич каждый день писал супруге письма. Детей у них не было.
Следует сказать, что сестры настолько были горды тем, что ввели в императорскую семью Распутина, что даже начали переходить черту в общении с ними. Да и с самим Распутиным они поссорились, что привело к тому, что в период 1909-1910 годов обеих сестер от двора удалили. Их и раньше не очень любили, называли «черногорскими пауками» или «галками», но должны были принимать, а здесь сестрицы уже просто «перегнули палку».
Кардинально изменилось отношение к Распутину и у Николая Николаевича. Когда старец собрался приехать на фронт, великий князь, который тогда был Верховным главнокомандующим русской армии, заявил Распутину: «Приезжай – повешу!»
После революции
После революции Николай Николаевич с супругой поселился в Крыму, куда съехались и другие члены императорского дома в надежде пересидеть смуту. Но не получилось. Когда к власти пришли большевики, все Романовы съехались на виллу Петра Николаевича, младшего брата великого князя – Дюльбер. Это был большой дом в сто комнат и очень толстыми стенами, настоящая крепость, где и укрылись члены императорской семьи.
В 1919 году, когда к Севастополю подошла эскадра Антанты, было принято решение об эмиграции, и Николай Николаевич с женой Анастасией, братом Петром и его женой Милицей отбыли в Италию. Там супругой короля Виктора Эммануила III была Елена, старшая сестра черногорок. В 1922 году они перебрались во Францию.
5 января 1929 года, в возрасте 73 лет великий князь Николай Николаевич Младший скончался. Его супруга, Анастасия Николаевна, умерла в 1935 году. Была похоронена в церкви Святого Архангела Михаила в Каннах рядом с мужем. В 2015 году вместе с мужем была перезахоронена на Братском воинском кладбище в Москве.
О военной деятельности великого князя Николая Николаевича Младшего здесь:
О детях и внуках императора Николая II здесь: