Замечали ли вы, что меняетесь, находясь в компании людей?
Каждый из нас, будучи частью какой-то группы или коллектива, неизбежно сталкивается с влиянием этой группы на свои взгляды и действия. В коллективе все мы ведем себя немного иначе. Это происходит благодаря внутренним особенностям и действию социально-психологических механизмов, которые действуют внутри любой группы.
Социальные взаимодействия играют важную роль в нашей жизни, но многие из нас не задумываются о том, как именно социальные механизмы влияют на наше поведение и принятие решений.
Знание об этих механизмах может пролить свет на многие аспекты нашей жизни и помочь лучше понимать себя и корпоративный мир. Давайте знакомиться с ними ближе и делать осознанной частью своей жизни. Ведь осознаю, значит, могу регулировать.
Конформизм
Про этот механизм вы, наверняка, слышали, именно его эффект иллюстрирует сказка «Новое платье короля». Конформизм заключается в том, что люди склонны изменять свое мнение под воздействием мнения большинства. Попадая под его влияние, мы соглашаемся с мнением группы, даже если оно не совпадает с нашими убеждениями, чтобы избежать конфликта или остаться частью коллектива.
Пример: Если большинство сотрудников высказывает поддержку определенному методу работы, даже если он кажется неправильным, другие могут поддержать его из-за желания соответствовать общепринятым нормам и избежать конфликта.
Про конформизм часто говорят с неодобрением. Под его влиянием человек может соглашаться с тем, что ему не подходит или с тем, что не соответствует действительности (помним, что король-то был голым), и тем самым не помогать улучшениям в рабочих процессах. Но в небольших и осознаваемых количествах конформность сглаживает острые углы взаимодействия, помогает не спорить по мелочам. Важно определить для себя в каких вещах вам важно придерживаться своего мнения, даже если это не способствует сплочению коллектива, и почему, а в каких можно согласиться с большинством и не чувствовать себя неуютно.
Чувство принадлежности
Членство в группе формирует у нас чувство принадлежности и идентичности с этой группой. Благодаря объединяющим команду идеям, событиям, символике мы начинаем считать себя частью чего-то большего. Это успокаивающее и значимое для людей чувство. И поскольку мы стремимся поддерживать положительное самоощущение, мы готовы принимать поведение, которое соответствует нормам и ценностям нашей группы, даже если оно противоречит нашим собственным убеждениям. Похоже на конформизм, но эмоциональные причины другие: там - страх исключения из группы, а здесь - стремление к приятному чувству принадлежности.
Пример: Если ваши коллеги на обед ходят в кафе, вероятно, вам захочется присоединиться, не смотря на то, что вы привыкли носить еду с собой.
Как известно, все хорошо в меру. Если стремление к принадлежности доминирует, человек может забыть о своей индивидуальности, о своих личных предпочтениях, потребностях, взглядах. Потерять себя в каком-то смысле. Поэтому важно поддерживать связь с собой, знать себя, обращать внимание на желания, потребности и не забывать о важности выбора в пользу своих индивидуальных предпочтений.
Наблюдение и подражание
В каждой группе устанавливаются свои нормы: как у нас принято говорить, что можно делать, а что не очень приветствуется. Мы меняем свое поведение, наблюдая за тем, как поступают другие члены нашего коллектива. Подражание коллегам может быть связано со стремлением соответствовать групповым стандартам или с желанием получить одобрение от коллектива. Таким образом, мы занимаем в коллективе прочное место и можем переживать приятные чувства - признание, уважение, одобрение.
Пример: Если вы видите, что сотрудники, которых считают ценными профессионалами в вашей компании, задерживаются после работы, вы, скорее всего, будете следовать их примеру, даже если у вас есть другие предпочтения.
С помощью механизма наблюдения и подражания можно научиться у коллег очень полезным вещам: тайм-менеджменту, деловому общению, умению отдыхать, справляться со стрессовыми ситуациями. К сожалению, можно «подхватить» и не такие помогающие в жизни вещи. Поэтому важно обращать внимание на то, чему и у кого вы учитесь, а что не идет на пользу вашей жизни.
Понимание групповых социально-психологических механизмов не только помогает нам осознавать свое собственное поведение, но и позволяет лучше понимать окружающих. Зная, как работают эти механизмы, мы можем быть более осознанными, критически оценивать информацию в нашей среде и создавать более гармоничные и продуктивные отношения в рабочем коллективе.
Руководители могут использовать знания об этих механизмах для развития команды и решения существующих проблем. Например, поддерживать нормы коллектива, которые способствуют развитию профессиональных навыков, укреплять чувство принадлежности в команде, чтобы мотивировать сотрудников к достижению общих целей, а также более успешно управлять внедрением изменений.
Подробнее о наших программах, направленных на решение сложностей в коллективе и развитие команды здесь: https://stalo-legche.ru/tarify