Найти тему
Спорт-Экспресс

Обзор фильма «Падение империи» — роуд-муви о гражданской войне в США

Оглавление
   Кадр из фильма «Падение империи»
Кадр из фильма «Падение империи»

С 11 апреля в российских кинотеатрах можно посмотреть новый фильм британского режиссера и сценариста Алекса Гарленда «Падение империи» про братоубийственную войну в США и военкоров, которые пристально и самоотверженно ее фиксируют. Рассказываем, почему не стоит пропускать этот военный триллер, который выглядит одновременно как жестокий приговор и мрачное предупреждение всему человечеству.

Сюжет фильма «Падение империи»

Безымянный Президент США (Ник Офферман) стоит перед камерой и пытается выступить с видеообращением к нации, но раз за разом запинается и спотыкается о фразы, в которые не верит сам. Его страна охвачена пламенем кровопролитной гражданской войны, и он главный виновник происходящего.

Предысторию междоусобицы зрители полностью не знают — как она началась, что ей предшествовало, каких политических взглядов придерживается первое лицо государства. К концу этого адского путешествия информации о первопричинах не прибавится, но выяснится, что лидер нации распустил ФБР, правительство по его указу бомбит мирные города. А на флаге США теперь красуются две звезды (вместо пятидесяти!) — это республиканский Техас и демократическая Калифорния объединились против диктатора и теперь единой национальной гвардией штурмуют столицу.

На творящийся ужас зрители смотрят через хладнокровную призму фоторепортеров, которые отправляются в жаркий тур по руинам бывшей сверхдержавы. Опытный военный фотограф Ли Миллер (звезда «Меланхолии» Кирстен Данст) со своим коллегой-репортером Джоэлом (Вагнер Моура, известный многим по главной роли в «Нарко») задумывают сделать свой главный репортаж — успеть сфотографировать и взять интервью у опального правителя в осажденном Вашингтоне до того, как его схватят и убьют солдаты «Западных сил». Но для этого им нужно проехать больше тысячи километров и постараться не умереть от пуль радикально настроенных граждан бывших Соединенный Штатов.

   Кадр из фильма «Падение империи»
Кадр из фильма «Падение империи»

К паре журналистов присоединяются пожилой корреспондент Сэмми (боевой пенсионер Стивен Хендерсон, знакомый многим по «Дюне») и начинающий фотограф Джесси — ее играет молодая звезда байопика «Присцилла: Элвис и я» Кейли Спейни. Для 25-летней актрисы это, безусловно, прорывной марш-бросок в актерской карьере.

Таким составом (Ли язвительно назовет его домом престарелых и детским садом одновременно) группа журналистов и начинает свое опасное путешествие в сторону столицы в надежде заполучить эксклюзив с почти уже экс-президентом, которого охраняет «кучка упертых солдат». На своем белом внедорожнике с надписью Press они становятся беспристрастными свидетелями кошмарных последствий военного конфликта. Их безумный путь лежит по трассам, перекрытым сгоревшими машинами, через охваченные пожарами города, мимо вооруженных психопатов и бандитов, рядом с братскими могилами. Герои проезжают даже сквозь тихую провинцию, жители которой уверены, что их эта война не касается, однако снайперы на крышах рушат этот идиллический мирок.

Каким получился фильм «Падение империи»

В России фильм вышел под названием «Падение империи», хотя оригинальное название звучит как «Civil War», то есть буквально «Гражданская война». Такая локализация (кстати, не только в РФ) на самом деле меняет фокус зрительского ожидания и восприятия. Если «Гражданская война» — это о политической и социальной разобщенности, которая приводит к братоубийственной войне, то «Падение империи» — это про крушение глобальной сверхдержавы, давящей любого вне зависимости от его взглядов.

   Кадр из фильма «Падение империи»
Кадр из фильма «Падение империи»

Алекс Гарленд, обычно работающий на стыке фантастики и хоррора («28 дней спустя», «Из машины», «Разрабы»), в этот раз пробует себя в военном экшен-триллере. При этом он намеренно отказывается от каких-либо объяснений причин происходящей войны и обходится без присущей подобным лентам героизации. А еще он создает себе пространство для маневра, как бы предвосхищая обвинения в ангажированности или симпатиях к той или иной стороне. Да, время действия вроде как настоящее, но привязки к актуальным событиям нет. А союз консервативного Техаса и либеральной Калифорнии в реальности что-то из разряда фантастики, но в фильме он не вызывает вопросов. Сложнейшую тему гражданской войны в игровом фильме он умудряется раскрыть в документальном ключе.

Режиссера интересует не «почему», а «как» все разворачивается — национальную катастрофу он подает с точки зрения журналистов. Они стараются быть объективными, нейтральными и хладнокровными очевидцами. «Мы не вмешиваемся, а фиксируем», — дает короткий, но предельно ясный мастер-класс матерая Ли своей юной подопечной Джесси. И если кого-то из коллег казнят, репортеры должны это заснять — гласит суровый журналистский кодекс.

Это не романтизация, а объективизация насилия. Персонажи и зрители в этом театре военных действий как на фото-охоте: они выискивают жертв для снимка через объектив фотоаппарата, как снайпер в оптический прицел винтовки своего врага. Щелчок и выстрел...

   Кадр из фильма «Падение империи»
Кадр из фильма «Падение империи»

У нюхавшей пороху Ли ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство — Прим. ред.), ей невыносимо видеть в своей юной напарнице себя в молодости — та тоже бросается под пули, чтобы сделать лучший кадр. Своим кумиром Джесси называет реально существовавшую военную корреспондентку времен Второй мировой войны, которая всю жизнь страдала алкоголизмом. Журналистская этика, профдеформации — по ходу просмотра то и дело вспоминается еще и Кевин Картер. Это другой знаменитый фотограф, покончивший жизнь самоубийством через три месяца после получения Пулитцера за снимок голодающего ребенка рядом со стервятником.

При всех этих творящихся ужасах и зверствах «Падение империи» у Алекса Гарленда завораживающе красивое. Вот безмятежный зеленый лес вспыхивает из-за постоянной пальбы — но искры и угли от горящих деревьев напоминают светлячков. А вот Ли, прячась от снайперских пуль, застывает и нюхает цветы — меланхолия и катастрофа, словно режиссер Ларс фон Триер зашел на огонек. Визуальное великолепие — в том числе заслуга оператора Роба Харди, который мастерски работает в разных стилях.

Логично, что гибель США британец Гарленд решает засвидетельствовать в исконно американском жанре роуд-муви (фильм-путешествие. — Прим. ред.). Наравне с вестерном его широкие и открытые пространства — идеальная арена для ожесточенной битвы. Этот жанр кинематографисты всегда берут на вооружение, когда хотят запечатлеть культурные сдвиги и исторические процессы поляризации общества.

Сколько таких «дорожных фильмов» выходило за всю историю? Другое дело, что Гарленд рапортует — «все, приехали». Одним из «регулировщиков движения» у него становится повстанец-псих в розовых очках-сердечках (Джесси Племонс), который под дулом автомата выясняет, правильные герои американцы или неправильные.

   Кадр из фильма «Падение империи»
Кадр из фильма «Падение империи»

Стоит ли смотреть фильм «Падение империи»

Сейчас «Падение империи» — самый дорогой фильм в карьере Алекса Гарленда и модной студии А24 («Все везде и сразу» стоил как минимум в два раза меньше): бюджет ленты по разным оценкам составляет от 50 до 75 млн долларов. Во второй половине картина превращается в полноценный полномасштабный блокбастер с очень громким экшеном (предупреждение для всех, кто пойдет в IMAX).

Для Гарленда это долгожданное попадание в цель. «Падение империи» — его финальная битва, opus-magnum (лучшая, самая успешная работа. — Прим. ред.). Кинематографист недавно заявил, что с режиссурой завязывает, а сосредотачивается на сценариях, в которых он спец еще больший — вспомнить хотя бы его ужастик «28 дней спустя», ожививший зомби в кино. Сейчас Гарленд работает над его продолжением.

Причина режиссерской паузы кроется, вероятно, не только в усталости Гарленда от изматывающего кинопроизводства, но и в утомлении от собственного пессимизма. Разочарование в «Роде мужском» (метафорический фолк-хоррор Гарленда. — Прим. ред.) у постановщика теперь окончательно стало приговором роду людскому вообще.

5 причин посмотреть шпионскую драму «ГДР»

Джеки Чану — 70: 10 лучших фильмов с участием актера

Экстремально трогательная дружба: обзор фильма «Артур, ты король» с Марком Уолбергом

Богдан Ларин, «Спорт-Экспресс»