В пятницу на Наличной улице в Санкт-Петербурге произошло необычное ДТП с участием трамвая.
Трамвай, сбивший пешеходов, это «умный» ретротрамвай «Довлатов», который поставили Петербургу в ноябре. По словам губернатора Петербурга Александра Беглова
«Довлатов» — «умный» трамвай, оснащенный самыми современными системами с элементами искусственного интеллекта, в том числе комплексом активной безопасности».
Власти отмечали, что в его основе лежат российские разработки технологии искусственного интеллекта Cognitive Pilot. Они включают систему контроля за состоянием водителя: трамвай должен остановиться, если водитель потеряет концентрацию или если на путях окажется человек или предмет.
До этого Петербургу передали аналогичный «умный» ретротрамвай «Достоевский».
Наехавший на людей трамвай «Довлатов» проходил испытания без включения "умной" системы Cognitive Tram Pilot.
Об этом заявила Ольга Ускова, президент группы Cognitive Technologies, "дочка" которой разработала систему для "умных" трамваев на базе искусственного интеллекта.
"Я лично и вся наша команда глубоко сочувствуем пострадавшим. Но на этом трамвае система "Умный трамвай" "Когнитив Пилот" не была включена. Трамвай новый. Проходил обкатку. Систему автономной помощи водителя не инициировали", — написала она в своём телеграм-канале.
Двоих пострадавших мужчин уже выписали из больницы, 45-летней женщине, которую госпитализировали в тяжёлом состоянии, продолжают оказывать помощь.
Как сообщили в полиции, по словам вагоновожатого, у трамвая отказали тормоза. На кадрах, запечатлевших аварию, видно, как вагон на скорости въезжает в группу пешеходов, переходивших дорогу.
Эксперимент с «умными» трамваями в рамках проекта петербургского ГУП «Горэлектротранс» и компании Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies) был запущен в сентябре 2022 года. На сегодняшний день вагоны с системой активной безопасности и помощи водителю уже прошли по маршруту № 24 более 50 тысяч километров. И теперь роботы уже фактически участвуют в управлении всеми новыми серийными трамваями, поступающими в Северную столицу. В планах авторов проекта — создание полностью беспилотного трамвая.
Cognitive Tram Pilot
Система активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot обеспечивает устойчивую детекцию объектов дорожной сцены (пешеходов, светофоров, транспортных средств, дорожных знаков и т. д.), на основе этой информации система «понимает» дорожную ситуацию и в случае нахождения объектов на пути трамвая подает водителю предупреждающие об опасности сигналы и при отсутствии реакции на них, самостоятельно принимает решение — осуществляет автоматическое торможение.
Нейронная сеть выделяет разные объекты разными цветами и формой. Автомобили и пешеходов — кубоидами, рельсы — цветом, светофоры — рамками и т.д. Светофор — один из наиболее сложных объектов для распознавания. Его сложно отличить, особенно в темное время суток или плохую погоду, от фонарей, рекламных огней и т.п. В Cognitive Tram Pilot проблема распознавания светофоров полностью решена. В системе также реализовано распознавание нечетких и частично-заслоненных объектов, в том числе велосипедистов и скутеристов.
Cognitive Tram Pilot позволяет прогнозировать развитие дорожных ситуаций, оценивать вероятность столкновения и в случае квалификации системой дорожной ситуации как опасной, предупреждать водителя, и в случае отсутствия реакции с его стороны, самостоятельно осуществлять торможение. Система также осуществляет соблюдение безопасного скоростного режима, не позволяя водителю превысить скорость, предписываемую ПДД и правилами технической эксплуатации вагона на заданном маршруте.
Cognitive Tram Pilot позволяет программными и аппаратными средствами решить проблему ослепления при резком изменении освещенности (выезд из тоннеля, въезд в тоннель, солнце вышло из-за тучи, гроза и т.п.)
Уникальные камеры Cognitive Tram Pilot позволяют работать в огромном температурном диапазоне от — 50 до + 85.
Начинка для системы Cognitive Tram Pilot, включая вычислительные блоки (или «мозги»), видеокамеры, радары производятся в России на производственном подразделении Cognitive Pilot в Томске.