Найти тему
Исторические мелочи

О портрете неизвестного военного и при чем тут Тютчев

Во избежание завышенных ожиданий сразу скажу, что в сегодняшнем случае мне не далось довести атрибуцию до конца и установить личность неизвестного. Но в некоторой степени продвинуться удалось, что я уже могу считать успехом, поскольку продвигаться пришлось по сути с «нулевой отметки».

Итак, в музее со сложным названием ГАУК МО «Объединенный мемориально-художественный музей-заповедник «Усадьба Мураново» имени Ф.И. Тютчева и народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» хранится литографированный «портрет неизвестного военного» середины XIX в. Автор портрета также неизвестен. Отмечу, что, наткнувшись на этот портрет в Госкаталоге музейного фонда, я сразу стал изучать детали самого изображения и не обратил особого внимания на место его хранения. А стоило бы – это, возможно, упростило бы мне определение государственной принадлежности персонажа.

Портрету сопутствует аннотация (копирую, как есть): «Портрет неизвестного военного. Изобр. стоящим, почти поколен. в левой руке держит эфес сабли, около него лежит каска. Литогр. овал 24х30. В раме из орех. дер.»

Портрет меня крайне заинтересовал хотя бы по одной причине – навскидку я не мог определить даже национальную/государственную принадлежность персонажа. В большинстве случаев, сталкиваясь с «портретами неизвестных военных», сразу видишь хотя бы основное направление поиска – «где копать» - униформы какой страны и какого рода/вида войск проверить, а дальше уже уточняешь детали. Возможно, у кого-то из читателей и в рассматриваемом случае сразу появилась гипотеза или даже точное знание, где служит наш персонаж. У меня же – могу честно признаться – при первом взгляде на литографию был практически полный ноль. Ну, разве что я готов был согласиться с датировкой портрета – это действительно явно середина XIX в плюс-минус.

Что ж, пришлось копать, искать информацию путем проб и ошибок.

Разумеется, наиболее ценной зацепкой мог послужить ясно видимый на касочном гербе, а также на бляхе на лядуночной перевязи, вензель «M». И первым делом я подумал о варианте Португалии, то есть португальской королевы Марии II (правила в 1826-28 и 1834-52). Но португальские униформы, насколько мне известно, в XIX в. никогда особо не испытывали немецкого влияния, ориентируясь преимущественно на испанские, французские и отчасти английские образцы. Металлические же эполеты, присутствующие на плечах портретируемого, это, скорее, немецкая деталь. И я решил искать в Германии середины XIX в. монарха с именем на букву «M».

Нашел) Несмотря на отложившуюся у меня в памяти упрощенную картинку о том, что после «доброго короля Макса» (Максимилиана I) в начале XIX в., дальше в Баварии правили сплошные Людвиги с перерывом на Оттона, в действительности там был еще и Максимилиан II, правивший в 1848-64 гг. Именно его вензель изображен на касочном гербе нашего персонажа. А сама каска – это баварский «гусеничный шлем» или шлем с плюмажем в виде гусеницы. Вот он ниже, правда, боковой султан, видимо, более ранний – «стоячий», а не в виде «плакучей ивы»

Итак, перед нами баварец. Теперь нужно определиться с родом/видом войск, в котором он служит. Судя по лядуночной перевязи, на портрете изображен, несомненно, кавалерист. В середине XIX в. в баварской кавалерии такие каски носили шеволежерские (легкоконные) полки. Ниже на картинке чины, в том числе офицер, баварского шеволежерского полка рассматриваемого периода

-3

Можем ли мы определить конкретное место службы персонажа из шести существовавших тогда в Баварии шеволежерскихх полков? Увы, нет. Ну, или, по крайней мере, я не берусь этого сделать по черно-белой литографии. Вот прикладные цвета шеволежерских полков Баварии – шесть справа

-4

Явно можно исключить 3-й и 6-й полки – цвет воротника и обшлагов персонажа не выглядит настолько темнее основного цвета мундира, чтобы быть черным.

Попробуем определить чин портретируемого. И его эполеты нам в этом не помогут. В баварской армии рассматриваемого периода чины различались комбинациями «бордюра» и петлиц на воротнике. Вот система различий чинов (правда, я ее нашел в материале про баварский ландвер, но подозреваю, она была единой для армии в целом)

-5

Если я все правильно понимаю, на портрете перед нами – оберст-лейтенант, то есть подполковник («бордюр» и две петлицы).

Далее для попытки атрибуции личности портретируемого нам желательно определить его награды. Первый крест в колодке на левой стороне груди, видимо, является низшей степенью баварского Военного ордена Максимилиана-Иосифа – см. ниже

-6

И вот тут, на данном этапе я застрял. Я просмотрел всех шефов и командиров баварских шеволежерских полков середины XIX в. плюс-минус. Я просмотрел кавалеров Военного ордена Максимилиана-Иосифа. Пока мне не удалось найти никого, в ком я мог бы хоть с какой-то степенью уверенности «опознать» персонажа портрета. И это странно – сам факт того, что перед нами литография, то есть место тиражирование портрета, по идее должен свидетельствовать о том, что речь идет о какой-то значимой, известной личности.

И вернемся к вопросу о месте хранения рассматриваемого портрета. Усадьба Мураново, как известно, является музеем, связанным прежде всего с именем Ф.И. Тютчева (хотя сам поэт там даже ни разу не был). В 1822-39 гг. Тютчев служит в российской дипломатической миссии в Мюнхене, а вторым браком женится на местной уроженке Эрнестине фон Пфеффель. Очевидно, что с этими обстоятельствами и связано наличие в мурановской коллекции портрета баварского военного. Но вот кем именно был этот подполковник баварского шеволежерского полка – мюнхенским знакомым Тютчева или родственником его второй жены, этого мы пока не знаем. Хотя, разумеется, нельзя исключать, что этот вопрос уже давно решен и в каком-нибудь малотиражном и неизвестном мне сборнике давно выходила статья с атрибуцией данного портрета и четкой информацией о том, кем приходился Тютчеву «неизвестный военный».

Update. Комментатор Василий Рожков высказал версию, что на литографии изображен офицер не шеволежерского полка, а конной артиллерии. В отличие от шеволежеров, имевших мундиры лацканного типа, баварская конная артиллерия в рассматриваемый период при аналогичном головном уборе носила однобортные мундиры, как и персонаж нашего портрета - см. ниже. Относя портретируемого к шеволежерам, я исходил из вероятности наличия у офицеров этих частей вицмундира/«малого мундира» без лацканов в дополнение к парадному. Версия с конной артиллерией «решает» проблему отсутствия лацканов на портрете более простым, а, следовательно, более надежным образом. И хотя я не испытываю полной уверенности в этой версии, она, безусловно, имеет высокие шансы быть правильной.

-7

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.