Найти в Дзене
Историада

Дружба, любовь и отношения «не как у людей». Чем обернулась 16-летняя связь Самойловой и Брюллова, где были и другие интрижки

Оглавление

“Красавиц наших бледный круг в ее сиянье исчезает…” — воспевал красоту Юлии Самойловой Пушкин.

Насколько эта женщина была красива, настолько она была и порочна. Биография ее знатной семьи с их огромным состоянием была скандальной, но потеря репутации никогда не смущала Юлию. Пресытившись поклонением и восхищением обычных мужчин, графиня захотела поклонения гения и встретила Карла Брюллова. Простой художник с одним лишь талантом за плечами дал ей то, чего ее душа жаждала больше всего…

Фривольная жизнь

Первая встреча этих необычных людей, которым было наплевать на нормы общества, случилась в салоне у Волконской. Две зрелые личности сразу заметили друг друга. Буря между ними разыгралась с самых первых взглядов.

Юлия Самойлова считалась аристократкой так называемой высшей пробы. Картины Брюллова в Европе пользовались бешеной популярностью. Две знаменитости встретились, чтобы пройти вместе часть жизненного пути.

Юлия часто влюблялась, но Карл Брюллов стал для нее особенным. Хотя даже рядом с ним она не отказывала себе в плотских утехах с другими мужчинами.

Сумасбродство и наглость графини Самойловой в высшем свете были притчей во языцех. Она снова и снова бросала вызов обществу, а потом наслаждалась достигнутым эффектом.

Графиня была меценаткой. Покровительница искусств привечала возле себя поэтов, музыкантов и, конечно, художников. А те на все лады воспевали ее красоту.

Для Брюллова графиня стала тем идеалом женской красоты, который он давно искал. Иначе, несмотря на ее богатство, увлеченный холстом и красками человек, даже не заметил бы ее в том салоне.

-2

Талант к рисованию

Прадед Брюллова был скульптором, переехавшим с двумя с отпрысками из Франции в Северную столицу России ради работы на фарфоровом заводе.

С тех пор творческая династия семейства Брюлловых не прерывалась. В ней были и архитекторы, и скульпторы, и художники. Карл же появился на свет в Северной столице в 1799 году.

Болезненный мальчик до семи лет почти не покидал своей комнаты. Именно тогда Карл пристрастился к созерцанию прекрасного, ведь других занятий у мальчика не было.

Отец Карла рано обнаружил у него талант в рисовании. В Художественную академию одаренный мальчик поступил в 10 лет. Он и его брат Александр с отличием закончили обучение. А потом получили крупный заказ в мастерской Исаакиевского собора.

Благодаря частным заказам в деньгах молодые художники не нуждались. Но Карл мечтал продолжать учиться у итальянских мастеров. И Общество поощрения отправило Брюллова за границу, где он достиг пика своего мастерства.

В Риме Брюллов провел 13 лет. Он много копировал работы известных мастеров и посылал их в Россию. Когда и сам Карл вернулся в Петербург, в 30 лет он встретил там Самойлову, которая стала значимым человеком в его жизни.

-3

Красавица Пален

Точной даты появления на свет Юлии Павловны Пален не сохранилось. Известно, что она являлась родственницей императорской семье.

Юлия также стала наследницей большого состояния своего дедушки Мартына Скавронского. Ее мать Мария была замужем за графом Паленом. Но настоящим отцом Юлии в великосветских кулуарах считали Джулио Помпеевича Литта.

Поговаривали, что отчим Марии Пален вступил с ней в связь, а потом появилась Юлия. Девочку записали как сестру Марии. И Джулио Помпеевич оставил ей приличное наследство, хотя родства не признавал.

Но на этом семейные скандалы не закончились. Сестра матери Юлии не была верна своему мужу Багратиону. А еще один дед Юлии Петр Алексеевич участвовал в устранении Павла Первого.

Сама Юлия, обладая красотой и огромным состоянием, долго не могла выйти замуж. Ей приписывали романтическую связь с Александром Первым. Ходили слухи, что именно император принудил Юлию выйти за графа Самойлова, чтобы прикрыть связь с Пален ее браком.

-4

Но этот брак продержался лишь пару месяцев. Супруги быстро решили расстаться. И муж даже вернул приданое жены. Но Юлия так и осталась графиней Самойловой.

Когда же графа Самойлова арестовали за связи с декабристами, Юлия восхитилась его бунтарским духом и вернулась к нему. Но воссоединившись, супруги снова пробыли вдвоем лишь пару месяцев.

Вообще, эта графиня очень восхищалась декабристами и их супругами. За это она была презираема императорской семьей.

Еще императора раздражала та роскошь, в которой графиня купалась в своем имении в Славянке. Недалеко от ее имения располагалось загородное имение императора, но люди охотнее ехали на вечеринки к Юлии, чем к нему.

Когда Юлия отказалась продать свое имение в казну, император велел ей не дерзить. Но графиня написала ему, что гости ездили к ней в Славянск не из-за роскоши ее домов, а из-за нее самой. Когда же графине опять напомнили, что разговаривать так с императором нельзя, она сказала, что не видит в этом ничего такого, ведь они дальние родственники. Впоследствии такая дерзость много раз выходила графине боком.

-5

Понимая, что императорская семья начнет вставлять ей “палки в колеса”, Самойлова отбыла в Италию на свою виллу в Милане. В Италии графиня продолжила покровительствовать искусству. Оплачивала некоторые постановки в “Ла Скала”, дружила с композитором Россини. Самойловой нравилось заботиться о творческих людях.

Но Брюллов, казалось, в ее заботе не нуждался. Подобно графине он был большим оригиналом. Иногда Карлу предлагали двойную цену за портрет, а он отказывался. При этом спокойно мог выполнить работу для понравившейся женщины бесплатно, а потом бросить портрет неоконченным.

Княгиня Долгорукая, например, сама гонялась за Брюлловым, чтобы он написал ее портрет. А тот прятался от нее в мастерской и не открывал ей двери.

Когда же к нему пришла княгиня Самойлова, он не только впустил красавицу, но и на долгие годы сделал ее своей музой-натурщицей. Из-за этого француженка Демулен, имевшая виды на Брюллова, наложила на себя руки. А художник даже не пришел проводить свою бывшую музу в последний путь.

В своем имении графиня выделила большой зал для мастерской художника. Он рисовал ее снова и снова, часто по старой привычке бросая работы незаконченными.

-6

Он изобразил лицо Самойловой на своих полотнах столько раз, что это уже начало казаться неприличным. Именно так художник признавался в любви своей музе. При этом они состояли в довольно странных отношениях. Тесно общаясь, эти двое не пренебрегали другими плотскими связями.

Когда Брюллов увлекся красивой девицей Эмилией Тимм, графиня не удивилась. Но Карл внезапно женился на Эмилии, чем действительно удивил графиню.

Дочка рижского бургомистра оказалась к семейной жизни с художником непригодна. Брюллов после свадьбы, на которой настояли родственники невесты, обнаружил рядом с собой “довольно злобное создание”. Это вывело художника из равновесия. Он бросил жену и вновь приткнулся к графине, которую, казалось, позабыл из-за Эмилии. Самойлова помогла Карлу пережить эту неприятность. Но весь Петербург уже знал, что ее гений ею пренебрег.

Графиня продолжила окружать себя молодыми красавцами и всем видом показывала, что на общественное мнение ей наплевать. Пока графиня играла роль, Брюллов пытался отмыться от позорного развода. Родственники Эмилии перед обществом выставили его горьким пропойцей. Истинная причина развода же была скрыта от лишних глаз. Эмилия давно и прочно состояла в порочной связи с собственным отцом.

-7

Конец отношений

Поняв, что с Брюлловым ничего и никогда не выйдет, Самойлова впустила в свою жизнь оперного певца Пери. Ради молодого мужа Юлия продала все имущество, что было у нее в России и отбыла в Италию.

Чахотка Пери оказалась скоротечной. Потерю дорогого супруга графиня переживала очень сильно. И до конца дней носила по нему траур.

С Карлом графиня больше никогда не виделась. Не увиделась она с ним и в тот момент, когда он вернулся в Италию в 1852 году. Художник сильно болел, ему оставалось совсем недолго.

Когда Самойлова узнала, что Карла больше нет, она не поехала провожать его в последнюю дорогу. Лишь отправила записочку с соболезнованиями его брату Александру.

Любила ли графиня Карла? Несомненно! Потеряв все состояние, она распродавала ценности, но с картинами Брюллова не рассталась.

Так почему графиня больше не искала с Карлом встреч? Может, не простила ему той женитьбы? Ведь художник сделал Тимм своей музой вместо Самойловой. Фактически заменил ее в своих работах и своем сердце. Наверно, именно этого графиня ему и не могла простить.

Те, кто знал эту пару лично, утверждали, что Самойлова и Брюллов до конца дней состояли в тайной переписке. Но этих писем никто не видел. Была ли эта переписка в реальности?

Ваша подписка, лайк и комментарии дают возможность каналу развиваться!