Когда я пришла в семью Филимоновых, дома была одна Марфа Михайловна. Постепенно разговорились. До сих пор тяжело матери вспоминать...
В ноябре 1941 года ушёл на фронт Василий Иосифович. Воевал под Москвой, Ржевом, Оршей, в Маньчжурии. Три раза был ранен, контужен. С двумя медалями вернулся Филимонов домой в начале 1946 года.
Отец вернулся, а сын — нет...
Сын, Коля Филимонов, ученик режевской десятилетки, умница-парень. Его и сейчас многие помнят — с румянцем во всю щеку, с ясными глазами, чуть картавым, раскатистым «р». Он много читал, хорошо учился, был скромным и исполнительным.
С того времени как отец ушёл на фронт, остался Коля старшим в семье.
А в 1943 году, когда ещё не был закончен десятый класс, настала и его пора. То по одному, то группами провожали в ту зиму ребят их одноклассники. И Колю февральской ночью проводили на поезд. Зачислен он был в пехотное училище.
В январе сорок пятого года прибыл на фронт лейтенант Филимонов.
В коротких письмах к матери сын всегда находил слова утешения, делился с нею своими мечтами, верил, что после войны поступит в военную академию.
Не пришлось этому осуществиться: «верный воинской присяге и долгу перед Родиной», смертью храбрых пал в Германии (Верхняя Силезия) лейтенант Николай Филимонов, русоволосый паренёк из режевской десятилетки. И случилось это за полтора месяца до дня Победы.
А к 1 Мая получила Марфа Васильевна орден Отечественной войны, которым её сына наградили посмертно.
...Теперь младший сын, Геннадий, окончив строительно-монтажный техникум, служит в армии. Двое дочерей Марфы Васильевны — инженеры, одна — техник. Сам Василий Иосифович, каменщик никелевого завода, вышел на пенсию.
А старший сын похоронен в Германии. Бережно хранят в семье его фотокарточку и орден — посмертную награду. Русоволосый паренёк из режевской десятилетки...
Сколько их, таких же молоденьких, сложили свои головы за то, чтобы счастливо жили люди на всей земле. И как свято мы, живые, должны хранить память о них, погибших.
Л. АНДРЕЕВА (1962)