Во-первых, это первоклассный фильм, потрясающая комедия редчайшего нынче жанра сатиры. Сюжет и драматическая линия фильма полностью представляет собой сатирическое изображение реальности.
Во-вторых, по-русски говорить «не смотрите вверх».
Вот как строится драма и сатира этого потрясающего фильма.
Сюжет и смысл
Итак, учёные обнаружили комету, которая уничтожит человечество через полгода. Они сообщают об этом куда следует, и доктора Минди и аспирантку Дебиаски приглашают в Вашингтон. Летят они военным самолётом.
Этим подчёркивается, что фильм акцентируется на деталях, которые могли бы казаться малозначимыми в сравнении с той идеей фильма, какую мы можем видеть - комедию о том, как учёные пытаются спасти человечество. Смысл этой детали - создать объективную картину происходящего, потому что в таком срочном случае государственной важности ближайший военный самолёт кажется именно таким средством, которое будет использовать правительство на самом деле.
Фильм нам говорит, что он максимально реалистичный.
Далее, не отходя от реальности, разыгрывается комедия абсурда. Президент не обращает внимания на посетителей с вестями о конце света, глава администрации президента просит подождать, чтобы решить проблемы Верховного судьи. Здесь и далее цитаты из оригинального сценария. Иногда не перевожу, когда всё очевидно.
JASON:
«I’m sorry. Give us five minutes. Our Supreme Court nominee is in trouble».
Далее они ждут и ждут, в овальном кабинете отмечают день рождения ассистентки Белого дома - подчёркивается, как самый малозначимый сотрудник отодвигает меры по спасению мира днём своего рождения.
Ситуацию доводят до абсурда новостями, которые читает доктор Оглторп.
DR. OGLETHORPE:
«Social media’s going on and on about that singer Riley Bina and DJ Chello breaking up... That’s too bad... They seem like sweet kids».
RANDALL:
«I don’t know them. But that’s a shame. Kate do you know them?»
KATE:
«Yes. But I really don’t give a shit right now».
Весь мир расстроен расставанием Райли Бины и Ди-Джея Челло, но доктор Минди понятия не имеет, кто они такие.
Это противоречие - отображение сатиры фильма. Доктор Рэндалл Минди - олицетворение здравого смысла, он боится конца света, он учится тому, что полезно и нужно и не интересуется несущественными событиями. Весь фильм юмор будет строиться на этом противоречии. Доктор Минди будет высказывать здравые мысли, окружающие - олицетворять наш современный мир, утопающий в несущественных проблемах.
Дальше идёт сцена, в которой генерал приносит снеки и воду и просит за них деньги, по 10 долларов с каждого.
Это сцена - проекция смысла всего фильма. Она раскрывает причины того, почему весь мир в итоге погиб.
И вот, в чём её смысл.
Поясняю. В середине фильма происходит следующий диалог:
KATE:
«I’ve gone over it again and again and I still don’t get it. He’s a three star General. He’s from the Pentagon. Why would he charge us for the free snacks?»
(Я прогоняю это снова и снова и всё равно не понимаю. Он генерал с тремя звездами. Он из Пентагона. Зачем ему брать с нас деньги за бесплатные закуски?)
DR. OGLETHORPE:
«People are weird. One time I met Sting and I swear to God he farted right in front of me and didn’t even say excuse me. Thing is, he pulled it off».
(Люди такие странные. Однажды я встретил Стинга, и, клянусь Богом, он пукнул прямо у меня на глазах и даже не извинился. И как будто ничего и не было).
И правда, зачем генерал это сделал? Доктор Оглторп тоже этого не понимает - потому что и он, и Кейт, и Рэндалл учёные и мыслят здраво, они не понимают другое мышление, а вот именно оно тут и присутствует, и это «другое мышление» есть во всех остальных персонажах, не только в генерале. И у президента, и у её сына, и у Ишервелла (пародирующего главу «Эппл»).
Люди со здравым умом правильно понимают настоящие ценности, но само общество и уже и верхушка его в лице президента и генерала лишены этого понимания.
Генерал взял деньги за бесплатную закуску потому, что он мыслит категориями выгоды. Не выгоды сиюминутной, а выгоды вообще. Эта идея насквозь пронизала людей настолько, что они уже перестали думать о том, нужна ли выгода в конкретной ситуации - они уже ищут её как само собой разумеющееся.
Это делает президент, пытаясь найти выгоду из кометы - её выгода сохранить свой пост и поднять рейтинг. Это делает Ишервелл, состояние которого несметно, но выгода для него прежде всего. Это мы ещё видим, кстати, в сценке рекламы телефонов.
Помощница забирает у детей телефоны сразу после рекламы. Здесь контраст - ради ничтожной для компании выгоды даже у детей отняли телефоны сразу после рекламы.
Так и генерал - как квитэссенция перевёрнутого мышления. Он делает это, потому что так он мыслит и в этом нет ничего рационального. Это норма поведения современного потребительского общества и именно оно ведёт это общество к катастрофе в прямом и переносном смысле.
Резюме
Резюме фильму подводит одну из заключительных сцен - общий ужин. Что мы видим?
Жена и муж забыли про измену, все сидят и мирно принимают пищу, разговаривают о всякой чепухе, что также подчёркивается фильмом.
Жить им остаётся меньше минуты, а их разговор такой.
KATE:
«This coffee isn’t store bought is it?»
RANDALL:
«Never. I always grind my own beans».
JUNE:
«It’s true. Randall is very particular about his coffee».
То есть вот она - настоящая жизнь. Стоящая на грани исчезновения, жизнь людей концентрируется вокруг самого простого. Она лишена стремлений скорее что-то успеть или сделать то, что очень хотелось. Потому что всё это неважно. В настоящей жизни нет ничего особенного. Мы просто живём, чтобы быть в мире и любви.
На контрасте с этим нам могли показать сцену, которая не вошла в фильм или не была снята. Вот она.
Riley Bina is in DJ Chello’s arms in a big cushy loveseat.
(Райли Бина и Ди-Джей Челло обнимаются на большом уютном диване)
RILEY BINA:
«Here we are heart to heart facing the end».
(Ну вот и встретились наши сердечки перед самым концом).
DJ CHELLO:
«And I wouldn’t want to be with anyone else. I love you forever girl».
(И я бы не хотел сейчас быть ни с кем кроме тебя. Люблю тебя вечно, девочка»)
His phone buzzes. Riley grabs it.
(Его телефон гудит. Райли хватает его).
RILEY BINA
«I got it. What’s your pass code?»
(Поймала. Какой у тебя пароль?)
DJ CHELLO:
«Give it to me. I’ll type it in».
(Дай сюда. Я введу)
RILEY BINA:
«Why do you care? Just tell me the numbers».
(Что тебя беспокоит? Просто скажи мне цифры).
DJ CHELLO:
«Because it’s my phone. It’s my own personal business».
(Потому что это мой телефон. Это моё личное дело).
RILEY BINA:
«Are you afraid I’ll see something? We’re about to die together!»
(Вижу, ты чего-то боишься? Мы говорили, что умрём вместе!)
DJ CHELLO:
«That doesn’t mean I can’t have some privacy! Maybe you should trust me for once in your goddamn».
(Это не значит, что у меня не может быть личного пространства! Может, ты мне довериться хоть раз, чёрт возьми».
Эти - «больные» - перед смертью их беспокоит ерунда.
Мораль
Последние слова Рэндалла говорят каждому о самом банальном и при этом никому неизвестном. Этих слов нет в оригинальном сценарии, но они есть в фильме:
«А ведь у нас, если подумать, было абсолютно всё. Правда ведь? Всё. Если подумать».
У нас есть всё, что нужно для счастья, а человечество гонится куда-то, ведя себя к полному краху.
Для счастья у нас есть всё. Абсолютно всё. У героев оно было. У нас оно есть. У нас на самом деле есть всё. Абсолютно всё.
Фильм прекрасен.
Смотреть.
#несмотритенаверх #дикаприо #лоуренс #адаммаккей #гирфанмирасов