Найти тему

Рогатый «транспорт»: история Братского троллейбусного управления

Сегодня это привычный общественный транспорт для каждого жителя Братска. Но мало кто знает, что наш город – всего один из шести во всей Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где протянуты линии контактных сетей.

фото: yamtram.mashke.org
фото: yamtram.mashke.org

Начало

Ещё в 1965 году руководство Братска запланировало первую очередь строительства троллейбусных линий. Поручили проект Московскому институту Гипрокоммунстрой. Транспорт был необходим, чтобы доставлять многотысячную армию рабочих на промышленные гиганты: лесопромышленный комплекс и алюминиевый завод. Также линиями хотели связать посёлок Строитель и промбазу с городом и площадкой БрАЗа.

К концу 1960-х в южной части 21-го микрорайона подросло депо, рассчитанное на 100 троллейбусов. Начали тянуть контактные сети по улицам Комсомольской, Кольцевой, Мира, Подбельского, проспекту Ленина, а также от улицы Южной на посёлок Чекановский. В 1974-м комплекс сдали в работу.

фото Братской студии телевидения
фото Братской студии телевидения
фото из архива БТУ
фото из архива БТУ

БТУ

Братское троллейбусное управление основали в начале 1975 года. В феврале заработала тяговая подстанция № 1 мощностью 3600 киловатт. Первый маршрут соединял Центральный рынок и БЛПК. В парке было всего десять машин, зато модификации ЗИУ-682Б – самой современной на то время. Протяжённость контактной сети превышала 13 километров.

Через год заработала тяговая подстанция № 3, и БТУ запустило ещё два маршрута – третий и четвёртый. К 1981 году линии простирались уже на 33 километра, а парк состоял из 44 машин. В 1987-м открыли маршрут № 2, который до сих пор остаётся самым популярным у горожан.

В 2000 году сдали в эксплуатацию последнюю линию – через 26-й микрорайон.

фото из архива БТУдии телевидения
фото из архива БТУдии телевидения

Кондукторы и гармошки

Раньше, чтобы заплатить за проезд, нужно было самому в ларьке на остановке купить билет и на входе в салон прокомпостировать его. В 1995–1999 годах БТУ одним из первых в России перешло на кондукторское обслуживание. Кондукторы по-прежнему принимают плату за проезд и выдают билеты.

Тогда же, в 1990-х, на дорогах Братска появились два шарнирно-сочленённых троллейбуса ЗИУ-6205. В простонародье – гармошки.

Фото из архива БТУ
Фото из архива БТУ

Женская работа

Троллейбусы в Братске водят в основном женщины. Так сложилось исторически. Ещё со времен Советского Союза, когда не хватало рабочей силы, девушки начали водить троллейбусы и трамваи. И сегодня эта тенденция продолжается.

фото из архива БТУ
фото из архива БТУ

Почти пятьдесят лет Братское троллейбусное управление обеспечивает ежедневную бесперебойную циркуляцию электрического общественного транспорта. Пять основных маршрутов действуют для того, чтобы в любое время с утра до вечера вы могли добраться до нужного пункта в Центральном районе Братска.