Как научить ребенка грамотно читать и делать это с удовольствием?
«А что это значит – читать грамотно?» – спросите вы.
Отвечаю. Это значит понимать письменные тексты, размышлять над ними, излагать свои мысли о прочитанном.
Сможет ли ребенок размышлять или говорить о прочитанном, если он не понял, о чём прочитал?
Конечно нет.
Если вы заставляете своего ребенка читать (см. предыдущий текст), то нередко он делает это «на автомате» и даже не пытается понять, о чем текст. Главное – быстрее справиться и играть в любимое.
Вот здесь ребенку вам в помощь совместное чтение с комментированием. Есть такой прием у учителей в начальной школе. Но дома читать вместе намного интереснее и результативнее.
Цель такого чтения – не только понять, о чем в тексте сообщается в явном виде, но и вычитать подтекстовую информацию, – это то, о чем в тексте говорится в неявном виде, читается «между строк». Именно такая информация поможет вашему ребенку понять основную идею текста, его главные смыслы.
Ох и наворотила! ))) Кусок лекции вам тут прочитала. )))
Давайте, лучше, покажу на примере.
Представьте, что вы читаете вместе с ребенком рассказ М. М. Зощенко «Глупая история» (я его очень-очень сильно сократила, да простит меня Михаил Михайлович). Внутри текста в скобках – комментарии. Это могут быть очень короткие слова-эмоции. А еще возможны вопросы друг другу или к самому автору.
Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было 4 года. Мама одевала его, кормила с ложечки и водила гулять за ручку. (Ничего себе! В 4 года с ложечки!) Однажды мама одела его, поставила на ножки, но Петя упал. (Чего упал-то? Сознание потерял? Капризничал?) Это все вопросы к автору.
Мама позвала папу, доктора, но никто не мог понять, почему Петя падает. И тут прибежал Петин друг Коля.
– А я знаю, почему Петя падает! У него же две ноги в одной штанине. А я сам одеваюсь и со мной такого не случается. (Вот, в чём дело, оказывается!) Кстати, нам автор в лице Коли ответил на вопрос в своем тексте.
– Я тоже теперь буду сам одеваться, – сказал Петя.
И никаких глупых историй с ним больше не произошло.
После чтения еще можно поговорить: «Что ты думаешь о маме, о взрослых?» В тексте об этом не написано, но ребенок может сказать, что взрослые очень невнимательные и даже глупые, например. Или: «Почему М. М. Зощенко так назвал свой рассказ?» Это уже вопрос про главные смыслы.
Пробуйте! Убедитесь, что так читать приятно и даже весело.
Если остались вопросы, пишите. Отвечу с удовольствием.
#начальнаяшкола #чтение #грамотность #пониманиепрочитанного #помощьродителей #тексты #комментированноечтение