Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Чувствую себя беспомощным: глубинная дисфункциональная идея

Чувствую себя беспомощным — так человек может сказать, когда у него возникает ощущение что без других людей он точно не справится со своими сложностями.

Иногда это краткосрочная мысль, а иногда это направление размышления может быть связано с глубинной дисфункциональной идеей.

В этой публикации поговорим о том, как может формироваться эта бессознательная идея «чувствую себя беспомощным».

Чувствую себя беспомощным: бессознательная идея

В когнитивно-поведенческой психологии выделяют три категории дисфункциональных глубинных идей: беспомощности, непривлекательности и никчемности.

Когда младенец рождается, он беспомощен, и его потребности не могут быть удовлетворены без значимых других. Этот опыт на бессознательном уровне есть у каждого человека.

Когда мама на какое-то время оставляет младенца, у него может возникнуть сильная тревога. Значение этого переживания может быть описано через множество переменных, и в частности один из вариантов: «Меня оставили навсегда».

Даже если это не очень большой временной промежуток, значение этого опыта может играть важную роль.

Следующий фактор для формирования этой бессознательной идеи связан с характером родительской заботы. Иногда эта забота становится чрезмерной.

Такая ситуация проявляется сильным беспокойством или тревогой у родителей за ребенка. Он попадает в ситуацию гиперконтроля и чрезмерной опеки со стороны родителей. Возможности получения опыта сильно сужаются.

Сам страх родителей связан с тем, что какая-то ситуация с их точки зрения может представлять опасность для ребенка, однако очень часто они переносят события из категории «страшно» в категорию «опасно». В результате возможности научения через опыт, через совершение ошибок и получение обратной связи резко сокращаются.

Родители могут контролировать такое количество аспектов жизни ребенка, что фактически он находится в узком коридоре возможного.

В некоторых случаях это приводит к состоянию выученной беспомощности, когда самостоятельные действия представляются чрезвычайно затрудненными.

Кроме действия и поведения, на формирование данной бессознательной идеи беспомощности может повлиять речь родителей.

Например:

«Я так и знала, что ты не можешь выйти на улицу и не испачкаться».

«Эту контрольную ты точно не напишешь, ты мало занимался».

«Нечего и думать с такими способностями чего-то добиться»

«Без нас ты точно пропадешь»

Избыточная критика ошибок ребенка также может приводить к формированию этой бессознательной идеи. Ведь родители являются сверхзначимыми взрослыми — то есть через них идет восприятие мира и стратегий действия в этом мире.

Одно из проявлений бессознательной идеи беспомощности — это мысли об опасности окружающего мира, о том что в нем очень сложно выжить и жить полноценной жизнью, что без другого человека справиться с этим невозможно.

В этих случаях могут возникать производные предположения от этой бессознательной идеи: человек будет уверен, что один он не справится, ему обязательно нужны другие люди, чтобы выжить.

Вывод: глубинная дисфункциональная идея «чувствую себя беспомощным» может быть основана на раннем опыте, включающим в себя гиперопеку, гиперконтроль и речевые стратегии значимых взрослых.

У вас возникает иногда чувство беспомощности? Что делаете, чтобы справиться с ним?

Рекомендация: работа с глубинными дисфункциональными идеями в рамках когнитивно-поведенческой терапии может быть очень эффективной.

Автор: Сухарев Павел Леонидович
Психолог, К-пс-наук КПТ онлайн

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru