Раз уже затронули в одной из предыдущих статей тему железной дороги в Воронеже, то логично, что возник такой вопрос: "Интересно, а сколько раньше это все стоило в денежном эквиваленте"? Вот если сравнивать с современными суммами на ремонты и строительство дорог, то интересно, сколько это стоило допустим 150 лет назад на примере Воронежской железной дороги? На самом деле, эти цифры есть в архиве и сейчас я вам о них расскажу.
Итак, почему решили строить железную дорогу? Понятное дело, что это сокращало время перевозки как грузов, так и банально обычных пассажиров. Но была еще и финансовая составляющая. Для примера, согласно архивам тех лет, перевозка одного пуда груза гужевым транспортом стоила 0,1 копейки, а вот по железной дороге уже 0,025 копейки. То есть, как мы понимаем, в сумме это дешевле, потому как один пуд никто не возил, возили много.
Помимо обычных грузов, был и еще один момент - обороноспособность страны. Новый, более оперативный вид транспорта, позволял развивать и новые отрасли промышленности в разных городах. Где-то делали одни комплектующие, где-то другие, в третьем месте собирали. Со строительством железной дороги этот процесс заметно ускорялся и в городах, где была железная дорога, как грибы после дождя стали расти всевозможные производства. По этой причине государство не только развивало строительство железных дорог, но и всячески способствовало развитие так называемых частников, которые хотели в нее финансировать. Да да, железная дорога в нашей стране стала активно развиваться в том числе благодаря частным лицам, которым было выгодно отправить продукцию своего завода оперативно куда-то в другой город.
Касаемо Воронежа, то у нас концессией на строительство, утвержденной Императором 12 августа 1866 года, предусматривалось обязательное образование специального "Общества" для строительства железной дороги от города Козлов. Помимо самой дороги, "Общество" обязалось соорудить вдоль всей ветки электромагнитный телеграф. Ну а чтобы телеграф работал и не было его обустройству никаких препятствий, то параллельно Государство обязало Министерство Почты совершенно бесплатно развесить на своих столбах провода для него. Но теперь перейдем к деньгам, сколько это все стоило?
Суммарный капитал этого самого "Общества", которое отвечало за строительство, составлял 12,5 миллионов рублей. Для того времени это огромные деньги, на самом деле. Сам капитал образовывался посредством выпуска специальных облигаций и акций под гарантии правительства. Участвовать в собрании "Общества" мог абсолютно любой акционер, а вот обладать правом голоса могли далеко не все. Для этого нужно было иметь не менее 20 процентов акций. Как правило, это были как раз основные спонсоры строительства, то есть владельцы тех самых заводов, заинтересованных в скорейшем строительстве дороги. Но был и еще один нюанс - купить просто одну-две акции лишь ради участия в собраниях нельзя было. Необходимо было приобрести акций минимум на две тысячи рублей. Для примера, проезд в третьем классе поезда по уже существовавшей дороге "Москва-Петербург" стоил 5 рублей. Это сейчас такая сумма кажется смешной, а для того времени далеко не каждый мог ее себе позволить, потому как, например, кухарка зарабатывала 8 рублей, а дворник около 20-ти.
Продолжение следует...
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов