Нельзя забывать о тех, кто составлял славу нашего отечества. Однако сегодняшнее поколение не очень знает этих людей и не относится к ним подобающим образом. Нынче в моде нигилизм и козыряние своей неграмотностью.
Поясню.
Года три назад, когда я был на Новодевичьем кладбище в Москве и решил сфотографировать могилу Олега Янковского, одного из самых любимых мною актеров, ко мне подошли двое вполне взрослых и прилично одетых людей и спросили: «А вы кого фотографируете?» Я, разумеется, ответил: «Это Олег Янковский». Тогда они на полном серьезе поинтересовались: «А Янковский – это кто такой?»
Сказать, что я был в шоке – ничего не сказать. Не знать кто такой Янковский! Дожили...
Именно в тот момент я и подумал: «Горько, что уходят хорошие и талантливые люди. Но еще хуже – когда о них забывают, ведь в этом случае получается, что прожили они свою жизнь напрасно. Очень этого не хочется. Ведь люди живы до тех пор, пока о них не забывают».
И это натолкнуло меня на мысль о необходимости говорить о таких людях, напоминать о том, что они были и что значили для всех нас.
«Мертвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали» — писал Метерлинк. Так что мои статьи не про смерть, а про память.
К тому же не у всех есть возможность постоять у этих могил, посмотреть, повспоминать достойных людей...
Минуты тянутся, а годы летят. Вроде недавно передавали новость об их кончине, а смотришь на год их смерти и удивляешься тому, сколько прошло лет…
Я (и многие из тех, кто постарше) помню практически каждого. И некоторых даже видел, как говорится, вживую. И даже имел счастье с кем-то из них быть знакомым лично.
Интересно, а будет ли их знать следующее поколение? Думаю, что это от всех нас тоже зависит. Включая и меня. Я не хочу, чтобы их забыли, как это произошло с Янковским, о чем я упоминал сегодня. Потому что тогда эти люди прожили свою жизнь зря. Нельзя этого допустить, просто невозможно. Грош нам тогда цена.
Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003). Ваганьковское кладбище. Москва.
Вот несколько фото из фильмов с его участием.
Много у него было удачных ролей, но почему-то его стихи запомнились мне еще больше.
Помните?
«…Утром мажу бутерброд - сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, и компот не льется в рот! Ночью встану у окна и стою всю ночь без сна - всё волнуюсь об Рассее, Как там, бедная, она?..».
Ну, просто гениально, что еще тут скажешь?
Александр Леонидович Кайдановский (1946-1995). Кунцевское кладбище. Москва.
Для кого-то он ротмистр из «Свой среди чужих, чужой среди своих». Для кого-то Карнеев из «Драмы на охоте» или доктор Вольф из «Краха инженера Гарина». Критики считают его гениальным режиссером, который лишь отчасти реализовал свой талант.
По поводу ролей не похожих на Лемке и Ломбарда - мне запомнилась его роль Миркина в сериале «Следствие ведут Знатоки». Хитрый, умный, изворотливый. Великолепно сыграл. Полная противоположность всему сделанному раньше.
А еще я бы особо отметил его мало известную роль в таком же не очень широко известном, но отлично сделанном телеспектакле «Собака Баскервилей» 1971 года, где кроме Кайдановского играло много прекрасных актеров: Николай Волков, Анатолий Адоскин, Лев Круглый, Екатерина Градова, Григорий Лямпе, Олег Шкловский. Достойное произведение получилось.
Вот фото из этого телеспектакля. Слева направо Лев Круглый (доктор Уотсон), Александр Кайдановский (просто великолепен в роли Стэплтона) и Екатерина Градова (в роли его жены).
Но, все-таки, вершина вершин – это его Сталкер из фильма Тарковского.
Герой Кайдановского получился настолько многогранным и неоднозначным, что советские зрители, посмотревшие «Сталкера», испытали сильнейшее потрясение (и я в том числе).
Вот что он сказал об этой роли:
«Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв роль Христа, взяться за роль главного бухгалтера».
В общем, Кайдановский – магическое, грандиозное явление. Это был особенный актер, не такой, как все. Гений. Было что-то завораживающее, магнетическое в нем. И вроде его не назовешь красавцем, но притягателен и харизматичен до невозможности.
Что называется штучный артист, один на тысячи.
И очень трагический человек, нервный, вспыльчивый, невероятно образованный, с тонкой духовной организацией и обостренной ранимостью.
Ему было трудно и неуютно везде.
Я думаю, что если бы не три инфаркта подряд, убивших Кайдановского в 49 лет, он был бы актером, сценаристом и режиссером мирового масштаба. Но остался для миллионов зрителей Сталкером, вечным скитальцем, авантюристом и философом. Не худшая участь для артиста, между прочим...
Пришла тут крамольная мысль: а рано ли его забрала смерть? Нет, не рано! Вовремя.., в своё время ушёл (своевременно). Жизнь такого человека не могла длится долго. Короче - могла, а длиннее - нет. Жизнь его была намного «концентрированнее», чем жизнь многих доживших до глубокой старости. Это как кофе: есть стакан разбавленных помоев из ближайшей забегаловки, а есть напёрсток крепчайшего по всем правилам сделанного эспрессо. Разве можно представить Кайдановского, сидящего в президиуме Союза кинематографистов и решающего: кому давать деньги на кино, а кому не давать? Конечно же, невозможно.
В общем, по сроку мало прожил, но по вкладу в наш кинематограф - много, очень, очень много: снялся в 50 картинах, еще 6 снял сам как режиссер, озвучил 7 мультфильмов, сыграл одного из самых неоднозначных Гамлетов на сцене.
Человек с другой планеты. Страшной притягательности. Вы только вглядитесь в его глаза! Он - Личность, его ни с кем не спутаешь.
Спартак Васильевич Мишулин (1926-2005). Ваганьковское кладбище. Москва.
Мало кто знает, что Мишулин учился в артиллерийской школе в Анджеро-Судженске (1942). И по доносу был осужден и провёл 3 года в лагере. И при этом не озлобился, так и оставшись на всю жизнь человеком светлым и добрым.
Актёр и человек он был замечательный (я познакомился с ним еще студентом-медиком, когда он лежал у нас в московской больнице имени Медсантруд на Таганке). Талант у него был настоящий и многоплановый: комедийный, лирический, драматический. Во всех амплуа он был неповторим и незабываем. Карлсон - самый лучший, самый озорной и добрый. Пан Директор - центральный образ в «Кабачке». А Тараканов из «Достояния республики»? Потрясающе сыгранная роль. «Уйди… кхм… кхм… с дороги!..» Класс.
И даже сейчас, пересматривая эти фильмы и спектакли, с трудом верится, что это один и тот же актер.
Ну и, конечно же, Саид из «Белого солнца пустыни». Брутален, супергерой, скромен, надёжен, немногословен. Одни короткие фразы, но как сказано! «Не говори никому. Не надо», «Стреляли…», «Джавдет – мой… Встретишь – не трогай его…». Какая интонация!
Я до сих пор поражаюсь тому – как точно сыграна, в общем-то, комедийным актером, эта совершенно драматическая роль. Просто потрясение. И ведь увидел же режиссер в нем что-то такое, глубокое и немногословное.
Великолепный актер! Ему невозможно было не верить. И люблю я его абсолютно во всех ролях. Светлая память светлому человеку, подарившему всем нам столько радости. Талант вечен... Спасибо за всё...
Владимир Иосифович Раутбарт (1949-1969). Введенское кладбище. Москва.
Этого талантливого актера по праву считали королем небольших ролей. У него было всего 7 ролей в кино, его больше знали почитатели театра. Играл он в Омском театре с 19 лет. Да так играл, что омская публика его чуть ли не на руках носила от восторга. Раутбарт оказался талантливым самородком, в Омском драмтеатре он показал себя как превосходный трагик. И уже в 29 лет получил звание заслуженного артиста РСФСР.
На достигнутом он останавливаться не желал. Возглавил литературный театр ВТО. Ставил экспериментальные постановки, передавал свой опыт молодежи. Не имея высшего образования, читал интереснейшие лекции студентам ГИТИСа, возил их в Омск, ставил с ними спектакли. Ему все время хотелось чего-то нового, он не переставал искать, пробовать, оставался азартным мальчишкой с горящими глазами.
Ему не раз предлагали сниматься в кино, но актер больше предпочитал работу в театре. А к кинематографу относился как к развлечению. Вероятно, поэтому у Владимира Иосифовича было так много главных ролей в спектаклях и так мало второстепенных в кино. К тому же некоторые роли, которые ему предлагали режиссеры, он отдавал другим актерам.
Вот, кстати, его проба на роль товарища Саахова в «Кавказской пленнице». Если бы не другой гениальный Владимир - Этуш, то Владимир Раутбарт наверняка подошел бы на эту роль.
Но была в его небольшом послужном списке ролей в кино та, о которой мечтают все актеры. Такой ролью стал профессор в картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» гениального Гайдая. Помните? «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем-м-м…». Небольшая, вроде бы, роль, а как замечательно сыграно! Впрочем, в этом фильме-шедевре каждая, даже эпизодическая роль была индивидуальной, яркой и необычной.
И благодаря этой совсем небольшой и блистательно сыгранной роли зрители помнят его до сих пор.
А помните старуху Шапокляк в мультфильме «Крокодил Гена»? А ведь она говорит голосом Владимира Раутбарта. И как специфически!
Так что ему одинаково хорошо удавались как комедийные и даже гротескные роли, так роли и серьезные и даже трагические.
Прожил он, к великому сожалению, очень недолго. Летом 1969 года актер почувствовал недомогание. Врачи Института Склифосовского сделали все возможное, чтобы знаменитый актер продолжал жить. Но, к сожалению, чуда не случилось...
Когда его хоронили, коллеги и поклонники впервые ощутили, что он был всего лишь сорокалетним мужчиной, многие из них почитали его старше себя, а он просто будучи эвакуированным из блокадного Ленинграда мальчиком вместе с мамой и потеряв отца, начал работать в 12 лет и потом всю жизнь отдавал больше, чем брал.
От его персонажей исходит, какой то мягкий свет, тепло, море обаяния, добра.
Мало прожил, мало сыграл, а все его знают и помнят.
Даже одной работы достаточно, чтобы человек проявил свой талант. И этот актер его проявил. Жаль только, что жизнь оказалась столь короткой, а ведь много мог еще радовать и радовать всех… Жаль, что сейчас уже на сходить на спектакли с его участием. Но остался его «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем-м-м…».
Вечный покой всем тем, о ком я сегодня рассказал, и огромное спасибо им за всё созданное на радость нам…
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
Засим смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие подобные публикации:
Моя дань памяти значимых для нас людей: Андрей Миронов и Анатолий Папанов