В одной из своих прошлых статей я уже рассказывал о состоянии северокорейского автопрома и о том, какие автомобили сегодня можно встретить на улицах Пхеньяна. Однако, как говорится, не корейцами едиными, и в биографии одной из самых закрытых стран мира есть история, которая по сей день вызывает больше вопросов, чем ответов. Связана она, разумеется, с автомобилями, а если конкретно, то со шведскими «Volvo 144GL».
Эпопея с европейскими машинами началась еще в далеких теперь уже 70-х годах прошлого века, когда экономическая ситуация в Северной Корее пусть и была непростой, но выглядела по меркам того времени неплохо. Более того, основные экономические показатели почти дотягивались до показателей южной части Корейского полуострова, что, собственно, послужило причиной определенного внимания к Северной Корее со стороны Европы.
Некоторые страны даже посчитали нужным организовать инвестиции в КНДР, и одной из таких стран как раз и стала Швеция. Первой сделкой, которая должна была стать шагом в налаживании длительных взаимовыгодных отношений, была поставка автомобилей. В 1974 году шведская компания передала Пхеньяну тысячу новеньких седанов «Volvo 144GL».
К слову, компания «Volvo» стала одной из первых европейских компаний, которые пришли на северокорейский рынок. Собственно, являясь, своего рода, первопроходцами, шведам удалось занять определенную нишу и получить заказ на поставку тысячи машин. Более того, Швеция стала первой европейской страной, признавшей корейское социалистическое государство и установившая с ним дипломатические отношения. В 1975 году в Пхеньяне даже было официально открыто шведское посольство.
В целом, Северная Корея в экономическом плане была настроена весьма оптимистично. Власти страны планировали погасить долг за предоставленные автомобили за счет поставок меди и цинка, однако цены на это сырье в какой-то момент резко упали, и КНДР лишилась денег, на которые так рассчитывала. В связи с этим Пхеньян попросил у шведов некоторую отсрочку по платежам, и в принципе, «Volvo» была готова ее предоставить, однако случился дипломатический скандал, который положил конец «дружеским» отношениям Швеции и Северной Корее.
Дело в том, что северокорейские дипломаты оказались участниками контрабандных операций со шведской стороной: работники посольства подозревались в торговле запрещенными препаратами. Когда преступники были разоблачены, Швеция потребовала наказать виновных, однако Корея отказалась предпринимать хоть какие-то меры на этот счет, ссылаясь на дипломатический иммунитет.
Позже стало известно, что контрабанда запрещенных препаратов осуществлялась по прямому указанию северокорейского руководства. И этот инцидент стал поводом для КНДР отказаться от выплаты долга за полученные автомобили. Отмечу, что долг не погашен до сих пор, а с учетом набежавших процентов и инфляции, он превысил уже 300 миллионов евро!
Но что же это за автомобили, из-за которых весь сыр-бор? Вы, наверняка, их видели на тех немногочисленных фотографиях в сети, иллюстрирующих жизнь Северной Кореи. Линейка автомобилей «Volvo 140» выпускалась шведской компанией «Volvo» с 1966 по 1974 годы. Серия включала в себя двухдверный седан «Volvo 142», четырехдверный седан «Volvo 144» и пятидверный универсал «Volvo 145».
Четырехдверный седан «Volvo 144», партия которых и была отправлена в Северную Корею, представлял собой автомобиль 1-й серии, оснащенный 4-цилиндровым двигателем и отличавшийся 4-дверным кузовом. «Volvo 144» был также первым автомобилем, получившим более прямой и свободный стиль кузова, а в 1966 году у себя на родине был признан автомобилем года!
В общем, не машина, а песня – куда ни глянь сплошные плюсы! Примерно также рассудили и в КНДР, когда получили в качестве неожиданного «подарка» сразу 1000 великолепных шведских автомобилей! И, к слову, приехали «Volvo 144» в Корею аж в 1974 году, и по сей день они рассекают по городским улицам, как будто и не было этих 50 лет! При этом важно помнить, что Северная Корея не отличается высоким качеством дорог, и автомобили вынуждены работать с огромной нагрузкой и безо всякого фирменного сервиса и запчастей.
Более того, большинство «выживших» в КНДР «Volvo-144GL» сегодня выполняют функции такси, однако пользуются ими исключительно те граждане Северной Кореи, которые могут позволить себе передвигаться в комфортных условиях, пусть и не самой новой машины, и, главное, способны заплатить за это.
Немногочисленные путешественники, которым «посчастливилось» побывать в Пхеньяне и собственными глазами увидеть на дорогах города «Volvo-144GL», говорят, что на многих машинах почти полностью стерты шины, чехлы для некогда кожаных сидений сделаны из чего придется, а панели в салоне, бампер и хром на машине в целом оставляют желать лучшего. Однако «шведы» все еще на ходу – вот только вряд ли вся тысяча седанов.
В настоящее время, как я уже говорил выше, долг КНДР перед Швецией составляет 300 млн евро, однако корейская сторона не планирует платить по счетам. Северокорейские власти рассматривают переданные в 1974 году автомобили как спонсорскую помощь от Швеции с целью налаживания добрых отношений с КНДР.
Но, как говорится, не срослось, и по сей день шведы и корейцы не могут прийти в данном вопросе к общему знаменателю. Единственное, что остается шведам из «Volvo», так это публиковать фотографии из Северной Кореи, на которых запечатлены их автомобили. 50 лет прошло, а они все еще на ходу и безо всякого специализированного ремонта и сервиса! Ни это ли лучшая реклама?!
И, кстати, компания «Volvo» оказалась не единственным «обманутым вкладчиком». Швейцарская компания «Rolex» также «попалась» на удочку Северной Кореи: в 1976 году она поставила в КНДР порядка 2000 наручных часов, стоимость которых на сегодняшний день составляет 5 млн евро! И у этой истории также открытый финал. Прошло более 40 лет, а воз и ныне там… точнее, часы.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!