Найти в Дзене
Александр Снитовский

Как Северная Корея шведов обманула

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

В одной из своих прошлых статей я уже рассказывал о состоянии северокорейского автопрома и о том, какие автомобили сегодня можно встретить на улицах Пхеньяна. Однако, как говорится, не корейцами едиными, и в биографии одной из самых закрытых стран мира есть история, которая по сей день вызывает больше вопросов, чем ответов. Связана она, разумеется, с автомобилями, а если конкретно, то со шведскими «Volvo 144GL».

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Эпопея с европейскими машинами началась еще в далеких теперь уже 70-х годах прошлого века, когда экономическая ситуация в Северной Корее пусть и была непростой, но выглядела по меркам того времени неплохо. Более того, основные экономические показатели почти дотягивались до показателей южной части Корейского полуострова, что, собственно, послужило причиной определенного внимания к Северной Корее со стороны Европы.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Некоторые страны даже посчитали нужным организовать инвестиции в КНДР, и одной из таких стран как раз и стала Швеция. Первой сделкой, которая должна была стать шагом в налаживании длительных взаимовыгодных отношений, была поставка автомобилей. В 1974 году шведская компания передала Пхеньяну тысячу новеньких седанов «Volvo 144GL».

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

К слову, компания «Volvo» стала одной из первых европейских компаний, которые пришли на северокорейский рынок. Собственно, являясь, своего рода, первопроходцами, шведам удалось занять определенную нишу и получить заказ на поставку тысячи машин. Более того, Швеция стала первой европейской страной, признавшей корейское социалистическое государство и установившая с ним дипломатические отношения. В 1975 году в Пхеньяне даже было официально открыто шведское посольство.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

В целом, Северная Корея в экономическом плане была настроена весьма оптимистично. Власти страны планировали погасить долг за предоставленные автомобили за счет поставок меди и цинка, однако цены на это сырье в какой-то момент резко упали, и КНДР лишилась денег, на которые так рассчитывала. В связи с этим Пхеньян попросил у шведов некоторую отсрочку по платежам, и в принципе, «Volvo» была готова ее предоставить, однако случился дипломатический скандал, который положил конец «дружеским» отношениям Швеции и Северной Корее.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Дело в том, что северокорейские дипломаты оказались участниками контрабандных операций со шведской стороной: работники посольства подозревались в торговле запрещенными препаратами. Когда преступники были разоблачены, Швеция потребовала наказать виновных, однако Корея отказалась предпринимать хоть какие-то меры на этот счет, ссылаясь на дипломатический иммунитет.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Позже стало известно, что контрабанда запрещенных препаратов осуществлялась по прямому указанию северокорейского руководства. И этот инцидент стал поводом для КНДР отказаться от выплаты долга за полученные автомобили. Отмечу, что долг не погашен до сих пор, а с учетом набежавших процентов и инфляции, он превысил уже 300 миллионов евро!

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Но что же это за автомобили, из-за которых весь сыр-бор? Вы, наверняка, их видели на тех немногочисленных фотографиях в сети, иллюстрирующих жизнь Северной Кореи. Линейка автомобилей «Volvo 140» выпускалась шведской компанией «Volvo» с 1966 по 1974 годы. Серия включала в себя двухдверный седан «Volvo 142», четырехдверный седан «Volvo 144» и пятидверный универсал «Volvo 145».

«Volvo 140»
«Volvo 140»

Четырехдверный седан «Volvo 144», партия которых и была отправлена в Северную Корею, представлял собой автомобиль 1-й серии, оснащенный 4-цилиндровым двигателем и отличавшийся 4-дверным кузовом. «Volvo 144» был также первым автомобилем, получившим более прямой и свободный стиль кузова, а в 1966 году у себя на родине был признан автомобилем года!

«Volvo 144»
«Volvo 144»

В общем, не машина, а песня – куда ни глянь сплошные плюсы! Примерно также рассудили и в КНДР, когда получили в качестве неожиданного «подарка» сразу 1000 великолепных шведских автомобилей! И, к слову, приехали «Volvo 144» в Корею аж в 1974 году, и по сей день они рассекают по городским улицам, как будто и не было этих 50 лет! При этом важно помнить, что Северная Корея не отличается высоким качеством дорог, и автомобили вынуждены работать с огромной нагрузкой и безо всякого фирменного сервиса и запчастей.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Более того, большинство «выживших» в КНДР «Volvo-144GL» сегодня выполняют функции такси, однако пользуются ими исключительно те граждане Северной Кореи, которые могут позволить себе передвигаться в комфортных условиях, пусть и не самой новой машины, и, главное, способны заплатить за это.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Немногочисленные путешественники, которым «посчастливилось» побывать в Пхеньяне и собственными глазами увидеть на дорогах города «Volvo-144GL», говорят, что на многих машинах почти полностью стерты шины, чехлы для некогда кожаных сидений сделаны из чего придется, а панели в салоне, бампер и хром на машине в целом оставляют желать лучшего. Однако «шведы» все еще на ходу – вот только вряд ли вся тысяча седанов.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

В настоящее время, как я уже говорил выше, долг КНДР перед Швецией составляет 300 млн евро, однако корейская сторона не планирует платить по счетам. Северокорейские власти рассматривают переданные в 1974 году автомобили как спонсорскую помощь от Швеции с целью налаживания добрых отношений с КНДР.

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

Но, как говорится, не срослось, и по сей день шведы и корейцы не могут прийти в данном вопросе к общему знаменателю. Единственное, что остается шведам из «Volvo», так это публиковать фотографии из Северной Кореи, на которых запечатлены их автомобили. 50 лет прошло, а они все еще на ходу и безо всякого специализированного ремонта и сервиса! Ни это ли лучшая реклама?!

"Volvo" в Северной Корее
"Volvo" в Северной Корее

И, кстати, компания «Volvo» оказалась не единственным «обманутым вкладчиком». Швейцарская компания «Rolex» также «попалась» на удочку Северной Кореи: в 1976 году она поставила в КНДР порядка 2000 наручных часов, стоимость которых на сегодняшний день составляет 5 млн евро! И у этой истории также открытый финал. Прошло более 40 лет, а воз и ныне там… точнее, часы.

Памятные северокорейские часы Ким Ир Сена
Памятные северокорейские часы Ким Ир Сена

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!