Один из главных праздников исламского календаря - Ураза-байрам, который знаменует окончание строгого поста и снятие всех его ограничений. Во время Рамадана мусульмане с рассвета до заката держат строгий пост, много молятся и совершают добрые дела.
С помощью молитв, чтения Корана и совершения добрых дел в священный месяц верующие укрепляют связь с Аллахом.
Коран состоит из 114 сур (глав), которые, в свою очередь, делятся на аяты (стихи). Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»: «С именем Аллаха, самого Милостивого, самого Милосердного».
Красивый, необычный стиль Корана вдохновлял классиков русской литературы. Многие русские поэты уделяли в своём творчестве особое внимание Священной книге мусульман. Священный Коран, переведённый на русский язык, послужил основой для создания произведений в русской литературе.
У Александра Пушкина есть цикл стихов, который так и называется – «Подражания Корану», написанных в 1824 году.
Пушкин интересовался культурой других стран. Он хотел проникнуть в дух Корана, понимая, какое значение он имеет для исламских народов.
В 1824 году в письме к брату Льву он пишет: "Я тружусь во славу Корана".
В некоторых произведениях (поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан») А.С. Пушкина встречается восточная тема.
Находясь в ссылке в родном имении Михайловское, под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.
Смысл стихотворения «Подражания Корану» в том, что человек должен работать над собой и духовно развиваться. Только тогда судьба станет к нему более благосклонной. Мир открывается только тем, кто ищет двери.
Цикл состоит из 9 стихотворений.
Первое четверостишие Пушкина начинается клятвами.
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:
Клятвы есть во многих сурах Корана, например:
Сура 89. Заря
1. Клянусь зарею!
2. Клянусь десятью ночами!
3. Клянусь четом и нечетом!
4. Клянусь ночью, когда она проходит!
Поэт в примечании перечисляет другие клятвы Корана: «В других местах Корана Аллах клянётся копытами кобылиц, плодами смоковницы, свободою Мекки, добродетелию и пороком, ангелами и человеком и проч…»
Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?
Это четверостишие перекликается с сурой 40. Покаяние.
«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный, Мудрый».
В суре говорится об уходе пророка Мухаммада(Мухаммеда) из Мекки в Медину и о том, как Аллах помог ему в тяжёлой ситуации.
Между пророком Мухаммедом и Пушкиным есть что-то схожее, по мнению исследователей (хотя мы не можем сравнивать пророка Бога с поэтом). Пушкин был изгнан в ссылку за свободолюбивые стихи, а причиной ухода из Мекки Мухаммеда была пропаганда Корана.
Пушкин, изучая Коран, прочувствовал страдания пророка Мухаммеда. Во втором четверостишии 1 стихотворения он пишет о силе слова пророка:
Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?
Мухаммед – посланник Аллаха, который наделил его даром слова.
Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй. –
Пушкин написал эти строчки из разных сур Корана. (Это говорит о том, что Пушкин был хорошо знаком с содержанием сур Корана).
В нем говорится о честности и доброте к сиротам.
В 3 стихотворении цикла «Подражание Корану» говорится о дне страшного суда, когда наказание может понести тот, кто вёл себя недостойно. Верующие обязаны следовать заповедям Корана.
Смутясь, нахмурился пророк,
Слепца послышав приближенье:
Бежит, да не дерзнет порок
Ему являть недоуменье.
С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,
Не понуждая нечестивых!
Почто ж кичится человек?
За то ль, что наг на свет явился,
Что дышит он недолгий век,
Что слаб умрет, как слаб родился?
За то ль, что бог и умертвит
И воскресит его — по воле?
Что с неба дни его хранит
И в радостях и в горькой доле?
В 5 стихотворении повествуется о том, что Бог управляет природными стихиями. Именно он подарил Коран людям.
Земля недвижна — неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.
Зажег ты солнце во вселенной,
Да светит небу и земле,
Как лен, елеем напоенный,
В лампадном светит хрустале.
Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.
В 7 стихотворении автор пишет о том, что нужно усердно молиться:
Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит.
Сердечной молитвой,
Пророк, удали
Печальные мысли,
Лукавые сны!
До утра молитву
Смиренно твори;
Небесную книгу
До утра читай!
По мнению автора, истинного счастья можно достичь только после переосмысления собственных ценностей. Такова главная мысль в стихотворении «Подражания Корану».
А.С. Пушкин нашёл в Коране то, что было близко ему. В трудные моменты своей жизни он обращается к священной книге, по его сюжетам сочиняет свои стихотворения, и таким образом он легче переносит годы изгнания и сохраняет в себе веру и надежду на свободу.