Найти в Дзене
Книжки на вечер

А. С. Пушкин и Коран. "Я тружусь во славу Корана"

Один из главных праздников исламского календаря - Ураза-байрам, который знаменует окончание строгого поста и снятие всех его ограничений. Во время Рамадана мусульмане с рассвета до заката держат строгий пост, много молятся и совершают добрые дела.

С помощью молитв, чтения Корана и совершения добрых дел в священный месяц верующие укрепляют связь с Аллахом.

-2

Коран состоит из 114 сур (глав), которые, в свою очередь, делятся на аяты (стихи). Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»: «С именем Аллаха, самого Милостивого, самого Милосердного».

Красивый, необычный стиль Корана вдохновлял классиков русской литературы. Многие русские поэты уделяли в своём творчестве особое внимание Священной книге мусульман. Священный Коран, переведённый на русский язык, послужил основой для создания произведений в русской литературе.

У Александра Пушкина есть цикл стихов, который так и называется – «Подражания Корану», написанных в 1824 году.

Пушкин интересовался культурой других стран. Он хотел проникнуть в дух Корана, понимая, какое значение он имеет для исламских народов.

В 1824 году в письме к брату Льву он пишет: "Я тружусь во славу Корана".

-3

В некоторых произведениях (поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан») А.С. Пушкина встречается восточная тема.

Находясь в ссылке в родном имении Михайловское, под рукой оказался томик Корана, переведённый с французского языка. Поэт увлёкся изучением священных текстов, которые натолкнули его на написание стихотворения на религиозную тему.

Смысл стихотворения «Подражания Корану» в том, что человек должен работать над собой и духовно развиваться. Только тогда судьба станет к нему более благосклонной. Мир открывается только тем, кто ищет двери.

Цикл состоит из 9 стихотворений.

Первое четверостишие Пушкина начинается клятвами.

Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой:

Клятвы есть во многих сурах Корана, например:

Сура 89. Заря

1. Клянусь зарею!
2. Клянусь десятью ночами!
3. Клянусь четом и нечетом!
4. Клянусь ночью, когда она проходит!

Поэт в примечании перечисляет другие клятвы Корана: «В других местах Корана Аллах клянётся копытами кобылиц, плодами смоковницы, свободою Мекки, добродетелию и пороком, ангелами и человеком и проч…»

Нет, не покинул я тебя.
Кого же в сень успокоенья
Я ввел, главу его любя,
И скрыл от зоркого гоненья?

Это четверостишие перекликается с сурой 40. Покаяние.

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах — Могущественный, Мудрый».

В суре говорится об уходе пророка Мухаммада(Мухаммеда) из Мекки в Медину и о том, как Аллах помог ему в тяжёлой ситуации.

пророк Мухаммед
пророк Мухаммед

Между пророком Мухаммедом и Пушкиным есть что-то схожее, по мнению исследователей (хотя мы не можем сравнивать пророка Бога с поэтом). Пушкин был изгнан в ссылку за свободолюбивые стихи, а причиной ухода из Мекки Мухаммеда была пропаганда Корана.

Пушкин, изучая Коран, прочувствовал страдания пророка Мухаммеда. Во втором четверостишии 1 стихотворения он пишет о силе слова пророка:

Не я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?
Не я ль язык твой одарил
Могучей властью над умами?

Мухаммед – посланник Аллаха, который наделил его даром слова.

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй. –

Пушкин написал эти строчки из разных сур Корана. (Это говорит о том, что Пушкин был хорошо знаком с содержанием сур Корана).

В нем говорится о честности и доброте к сиротам.

В 3 стихотворении цикла «Подражание Корану» говорится о дне страшного суда, когда наказание может понести тот, кто вёл себя недостойно. Верующие обязаны следовать заповедям Корана.

Смутясь, нахмурился пророк,

Слепца послышав приближенье:

Бежит, да не дерзнет порок

Ему являть недоуменье.

С небесной книги список дан

Тебе, пророк, не для строптивых;

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

Почто ж кичится человек?

За то ль, что наг на свет явился,

Что дышит он недолгий век,

Что слаб умрет, как слаб родился?

За то ль, что бог и умертвит

И воскресит его — по воле?

Что с неба дни его хранит

И в радостях и в горькой доле?

В 5 стихотворении повествуется о том, что Бог управляет природными стихиями. Именно он подарил Коран людям.

Земля недвижна — неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас собой.

Зажег ты солнце во вселенной,

Да светит небу и земле,

Как лен, елеем напоенный,

В лампадном светит хрустале.

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.

Он милосерд: он Магомету

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету,

И да падет с очей туман.

В 7 стихотворении автор пишет о том, что нужно усердно молиться:

Восстань, боязливый:

В пещере твоей

Святая лампада

До утра горит.

Сердечной молитвой,

Пророк, удали

Печальные мысли,

Лукавые сны!

До утра молитву

Смиренно твори;

Небесную книгу

До утра читай!

-5

По мнению автора, истинного счастья можно достичь только после переосмысления собственных ценностей. Такова главная мысль в стихотворении «Подражания Корану».

А.С. Пушкин нашёл в Коране то, что было близко ему. В трудные моменты своей жизни он обращается к священной книге, по его сюжетам сочиняет свои стихотворения, и таким образом он легче переносит годы изгнания и сохраняет в себе веру и надежду на свободу.