Найти в Дзене

Как выбраться из эхо-камеры?

Оглавление

Голоса несогласных в эхо-камере приглушены или полностью отсутствуют, а предубеждения никем не оспариваются. Психологи уверены, что признание роли онлайн-платформ в создании эхо-камер — это первый шаг к освобождению от их влияния.

Эхо-камера — это социальная среда, в которой люди получают исключительно ту информацию и мнения, которые совпадают с их убеждениями. Такая среда возникает как онлайн, так и в реальной жизни.

По мнению американского психолога Майкла Треверса, эта среда чаще всего становится местом безудержного распространения дезинформации. В результате пропасть между сторонами с разными мнениями только углубляется.

Чем опасна эхо-камера

Последствия развития феномена эхо-камеры очень тревожны:

  1. Она усиливает поляризацию мнений. Это приводит к усилению недоверия, страха и препятствует эффективному решению проблем.
  2. В эхо-камерах процветает враждебность. Достигнуть взаимопонимания в таких условиях невозможно.
  3. В эхо-камерах различные точки зрения часто игнорируются или высмеиваются. Это становится барьером для осмысленных дискуссий.
  4. Эхо-камера убивает способность критического мышления, которое строится на четком принципе: прежде чем сформировать мнение относительно чего-либо, следует изучить и проанализировать информацию под разными углами.

Сегодня попасть в эхо-камеру проще простого. Ключевую роль в этом играет интернет. Благодаря социальным сетям и многочисленным новостным ресурсам практически каждый может без труда найти единомышленников.

В интернете получил развитие свой уникальный тип эхо-камеры — он называется «пузыри фильтров». Такие пузыри создаются алгоритмами, которые отслеживают ваше поведение онлайн: что вы лайкаете, чем делитесь, на что подписаны. Затем сайты используют эти алгоритмы и показывают вам контент, похожий на тот, к которому вы уже проявили интерес. В результате искусственный интеллект изолирует вас от новых идей.

Аксель Брунс, автор книги «Реальна ли стена фильтров?», считает, что в результате развития алгоритмов возникает замкнутая на себе петля обратной связи, которая сводит выбор пользователя к узкому кругу однородных источников. Это происходит из-за того, что алгоритмы настраивают платформы на основе предпочтений пользователей, а пользователи делают свой выбор на основе того, что им предлагают алгоритмы.

Как человек попадает в ловушку эхо-камеры

Чтобы понять, находитесь ли вы в эхо-камере, задайте себе несколько вопросов:

  • Высказываете ли вы только одну точку зрения на проблему?
  • Подкрепляется ли эта точка зрения чем-то кроме слухов?
  • Игнорируете ли вы факты всякий раз, когда они противоречат вашей точке зрения?

Существует два психологических фактора, на которых держатся эхо-камеры: предвзятость подтверждения вместе с избирательным воздействием и эмоциональная привлекательность вирусного контента.

Предвзятость подтверждения и избирательное воздействие

Предвзятость подтверждения связана со склонностью людей отдавать предпочтение информации, которая соответствует их убеждениям и ожиданиям. Эта предвзятость влияет на поиск информации и ее интерпретацию.

В условиях эхо-камеры предвзятость подтверждения создает самоусиливающийся цикл, когда люди постоянно сталкиваются с мнениями, совпадающими с их взглядами. Это явление известно как избирательное воздействие. Например, разные страны освещают какие-либо политические события по-разному, в зависимости от поддержки той или иной стороны. В такой среде противоположные точки зрения часто игнорируются, и это упрощает понимание сложной реальности.

Чтобы противостоять предвзятости подтверждения и избирательному воздействию, изучайте разные источники информации.

Эмоциональная привлекательность вирусного контента

В социальных сетях на вирусное распространение контента сильно влияет его эмоциональная привлекательность. Такой контент должен вызывать сочувствие или возмущение. Читатель, находясь на пике эмоций, естественным образом тяготеет к яркому контенту, который соответствует его убеждениям.

Эффект вирусного эмоционального контента разрушителен — он затмевает сбалансированные и рациональные точки зрения.

Что делать, чтобы не стать очередным звеном в распространении такого контента:

  • Старайтесь критически оценивать и проверять факты эмоционально заряженного контента, прежде чем им поделиться.
  • Участвуйте в уважительных дискуссиях с людьми, которые придерживаются противоположных точек зрения.
  • Старайтесь внимательно слушать другую точку зрения. Обсуждайте какие-то события с фактами, проявляя терпение и уважение.

Помните: ваше желание, чтобы что-то было правдой, еще не делает это что-то правдой.