Помпезную стилистику поздней эклектики в архитектуре Петербурга часто называют эклектикой купеческой. И для этого конечно есть все основания. Во второй половине позапрошлого века именно купеческое сословие, по моему мнению, было основным «драйвером» столичного рынка недвижимости. Эти люди не только умели считать деньги, но и обладали просто удивительным чутьем в определении перспективных сфер деятельности, где эти деньги можно было заработать. Опережая многих они диктовали свои правила и «прививали» свои вкусы. Сомнительно, что купцы оценивали стиль в категориях «элементов барокко» или «исторических реминисценций ренессанса», но дом, выглядевший «дорого, богато и солидно» воспринимался перспективной инвестицией. Вполне естественно, что с ориентацией на такой спрос появилась и целая плеяда талантливых исполнителей.
Выпускник Императорской Академии художеств Петр Иванович Гилев возможно немного иначе представлял себе карьеру архитектора в начале своего творческого пути, но именно «купеческие заказы» принесли ему известность и надо думать очень приличные деньги. За 20 лет активной работы он построил в Петербурге четыре десятка зданий львиная доля которых – доходные дома в стиле «купеческой эклектики». Одним из первых крупных проектов Петра Ивановича стала перестройка в 1894-м большого доходного дома на Кирочной улице для купца второй гильдии, торговавшего «серебряными вещами» в Гостином дворе и крупного столичного домовладельца Дмитрия Александровича Дурдина. Не берусь судить по собственной ли воле, или по желанию заказчика, но именно здесь Гилев впервые использовал в большом масштабе довольно массивный и витиеватый лепной декор для украшения простого в принципе фасада. И понравилось этакое не только самому заказчику…
Можно с большой долей вероятности предположить, что эта работа свела Петра Ивановича с крупным строительным подрядчиком, домовладельцем и торговцем недвижимостью Михаилом Михайловичем Рянгиным, который вполне мог быть основным «производителем работ» в проекте. Примечательно, что уже в 1895-м Гилев строит другой доходный дом в Кузнечном переулке. Он был меньше дома на Кирочной, явно «богаче», но, тем не менее, во многом повторял уже проверенные годом ранее планировочные и декоративные решения. Владельцем участка и заказчиком в данном случае являлся Рянгин.
Вообще, надо сказать, что Михаил Михайлович был человеком весьма предприимчивым. В Петербург он прибыл из Архангельской губернии и начинал карьеру в столице с «кровельных подрядов», а к описываемому времени уже стал потомственным почетным гражданином и владельцем пяти собственных доходных домов. Вполне логично, что опытный и оборотистый подрядчик, каковым судя по всему был Рянгин, не упустил возможности, затевая очередное строительство, воспользоваться приглянувшимся, уже по сути готовым и отработанным его же работниками, проектом Гилева. Безусловно с изменениями, но без больших дополнительных издержек.
Дом в Кузнечном был на этаж ниже и гораздо компактнее своего предшественника. При этом, характерные боковые ризалиты были дополнены массивным центральным эркером на два этажа, что указывало на наличие в доме отнюдь не дешевых «хозяйских апартаментов». Опять же в силу размеров здания причудливый фасадный декор Петра Ивановича получился более «густым», а оригинальных «чудовищ»
дополнили не сильно оригинальные путти.
Парадная тоже не блещет оригинальностью даже в той части, которая сохранилась до нашего времени. Массивный дверной тамбур, просторный сводчатый холл,
широкие площадки на две квартиры, пологие лестничные марши и очень знакомый рисунок ограждений, впрочем как и «мозаичных» полов.
Хотя, надо отметить, что выглядело это все весьма и весьма солидно не предполагая наличия в доме арендаторов со скромными доходами. Можно с уверенностью сказать, что Михаил Михайлович получил именно то, что хотел, а Петр Иванович получил очень нужную поддержку в начале своей карьеры. Позднее он построит для Рянгина еще несколько доходных домов, что конечно само по себе было для купеческого Петербурга очень солидной рекомендацией.
Самое интересное, что всю эту помпезную роскошь с минимальными издержками Михаил Михайлович Рянгин строил, судя по всему, под конкретного заказчика. Он вообще не сильно любил рисковать. Однако и заказчик похоже к риску был не склонен. По этой причине тут была использована довольно знакомая схема с посредником. Дом был построен в 1895-м. «Выстоял», как тогда было принято, год и в 1897-м его владельцем стал некий Иван Федорович Иваницкий, а в 1898-м появился и настоящий хозяин – жена действительного статского советника Евгения Христофоровна Троицкая. А вот она уже будет владеть этим домом и проживать здесь в собственной роскошной квартире почти 20 лет, вплоть до 1917-го. Впрочем, для Евгении Христофоровны этот дом можно назвать достаточно скромным. Ее супруг был не просто обладателем «генеральского чина». Константин Петрович Троицкий был тесно связан с бизнесом одного из крупнейших владельцев отечественных золотых приисков и делового партнера барона Горация Осиповича Гинцбурга – Константина Матвеевича Полежаева. Причем в этом «полежаевском» бизнесе Константин Петрович играл далеко не последнюю роль. Он был членом совета принадлежавшего Полежаеву Петербургско-Московского коммерческого банка и директором известного Зауральского горнопромышленного общества. Такой человек мог позволить себе очень многое, но в силу неизвестных нам сегодня причин предпочел именно этот дом, где и проживал с супругой вплоть до самой кончины…
Такая вот история.