Найти в Дзене
Этносы и Человек

В чём смысл странного романа Андрея Платонова Чевенгур

Городок Чевенгур расположен где-то на юге России и в нём развиваются события, конечно вымышленные, но чрезвычайно интересные, описанные в одноимённом романе Андрея Платонова.

Как и всё гениальное, роман этот не был опубликован при жизни автора. Хотя написан в 1926-1927 годах и речь в нём шла о коммунизме. То есть и тема ко времени, однако - ни одно издательство не согласилось взять на себя полномочия и риск.

Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос следует представлять себе кто таков - Андрей Платонов.

Настоящая его фамилия Климентов. Платон - имя родного отца, рано умершего.

Он - старший сын в многодетной (11детей) семье рабочего. Родился в 1899. И с самого детства быстро понимал, "как всё устроено" - ум имел инженерный, усидчивый, но и, как всякий русский, склонен был к философии.

Теперь пару слов об эпохе. Как не крути, а эпоха в немалой степени определяет взгляды и ценности человека. Платонов вырос на фоне революционных событий. В революцию верил и ждал великой трансформации как общества, так и человека.

Кроме того, огромное влияние на писателя Платонова оказал мыслитель Николай Фёдоров, которого называли московским Сократом.

Портрет Николая Фёдорова. Художник Леонид Пастернак.
Портрет Николая Фёдорова. Художник Леонид Пастернак.

Николай Фёдорович Фёдоров мечтал и писал, ни много, ни мало, о воскрешении всех мёртвых. Смерть - считал он, - есть самая большая несправедливость, которую он искал способ исправить. Как?

Всеобщей братской любовью. По теории Фёдорова, когда и если люди смогут по-настоящему объединиться, то вся Вселенная изменится на молекулярном уровне. Люди смогут даже управлять природой за счёт энергии мысли и таким образом решится проблема пищи, а прочие проблемы решит техника. По сути наступит коммунизм и тогда даже мёртвые воскреснут.

В начале 20 века такого рода идеи высказывали в разных формах и другие мыслители, тот же Циолковский, Соловьёв. Поэтому ничего удивительного, что Андрея Платонова захватила столь прекрасная перспектива.

И он всеми доступными ему способами пытался строить "светлое будущее", например с группой (как бы мы сей час сказали волонтёров) а по тогдашнему товарищей построил 80 плотин для мелиорации и повышения урожайности зерновых. Всё это в ответ на голод в Поволжье. Но было этого, конечно, недостаточно. И Платонов по его собственному выражению "строил души из рассыпанных и потерянных слов" - писал в свободное от основной работы время.

Платоновский текст никогда не спутаешь с прочими - слишком своеобразен и непривычен, но именно своеобразность и непохожесть признак искусства.

и даже сам дождь, не отдохнув, снова вставал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака

Не зная про влияние идей Фёдорова, понять "Чевенгур" не получится. Либо роман покажется пародией на коммунизм. Что и вышло в итоге. Потому и непечатали.

Но что же происходит в Чевенгуре?

-2

Время действия: первый год после гражданской войны. Кругом разруха. Некий председатель ГУБ ИСПОЛКОМА Шумилин размышляет о том, как, с какого конца восстанавливать хозяйство и приходит ему на ум, что может и не надо ничего восстанавливать? Может оно само? Лес, вон, растёт же естественным образом. Так и социализм вырастет где то на просторах вверенной ему губернии - главное не мешать.

И посылает Шумилин главного героя - Сашу Дванова искать этот стихийно возникший в народе социализм.

По пути Дванову встречаются всякие странные личности - рыцари революции, например человек называющий себя Фёдором Достоевским издал собственный указ отменяющий ночь, мол, чтобы сельхоз растения росли быстрее. И прочие-))

Наконец, где то в глубине губернии Дванов набредает на городок Чевенгур.

Перед нами уютный провинциальный городок, утопающий в яблоневых садах - прямо рай. Работать здесь никто не хотел, все ждали второго пришествия и, действительно, является посланник партии Чепурный. Он-то и берётся за построение коммунизма.

Начать следует с очистки общества от вредных элементов. Вредны прежде всего зажиточные мещане, которые целью своей жизни ставят мшелоимство, то есть материальные блага. Их выводят на площадь и расстреливают.

Но это какой то братский расстрел...

Выпустив пулю в буржуя, коммунист обнимал свою жертву и братался с ним. С пулей внутри буржуй переставал быть хапугой. Он делался таким же, как и его палач.

Пуля разлучала его с имуществом и тогда он мог хотеть товарищества. То есть Платонов описал расстрел, как некую хирургическую операцию по спасению души. Здесь отсылка к идеям Николая Фёдорова.

Имея в виду предстоящее воскрешение мёртвых, все расстрелянные буржуи мёртвы лишь временно. Но когда они воскреснут, то станут уже не врагами, а братьями.

Что же дальше?

Уничтожив буржуев, Чепурный огляделся окрест и не увидел коммунизма. Виноваты в этом, наверное, полубуржуи? Этих, однако, не расстреливают, а просто выгоняют из города.

В итоге остаётся в Чевенгуре 11 человек коммунистов и одна женщина - Клавдюша. Двенадцать всего, как у Блока. Или, как 12 апостолов.

Чепурный ходит по городу и всё вроде бы нравится ему, но как то пусто. Даже обнять по товарищески некого. А ведь у человека, - так и пишет Платонов, - руки устроены специально для объятий.

Надо завести откуда-нибудь трудовые массы. Завозят всякий беспризорный и неимущий контингент, однако вскоре выясняется, что для жизни нужны ещё и женщины. Находят и женский пол. Новые жители Чевенгура расходятся по парам и поселяются в домах буржуев и полубуржуев.

И очень скоро коммунизму приходят кранты. Поскольку каждая баба норовила растащить весь коммунизм под себя.

Молодое государство Чевенгур просуществовало недолго и было захвачено бандой лихачей.

Платонов в романе ставит эксперимент, как бы проверяя идеи Николая Фёдорова на практике. При чём он всею душой "за" всеобщее братство и новую реальность и об этом много сказано в его публицистике, но когда он садится писать художку, тут всё идёт шиворот-навыворот.

В итоге Платонов приходит к парадоксальным вопросам.

-3

Нужно ли трудится? Ведь труд создаёт имущество.

Нужно ли имущество? Ведь оно создаёт неравенство.

И нужно ли жить семьями? Ведь семьи этим имуществом обладают.

Ответов в романе мы не найдём. Разве что из уст Чепурного услышим, что главная задача коммунистов - дружба, а работать должна природа.

Спасибо за внимание!