Городок Чевенгур расположен где-то на юге России и в нём развиваются события, конечно вымышленные, но чрезвычайно интересные, описанные в одноимённом романе Андрея Платонова.
Как и всё гениальное, роман этот не был опубликован при жизни автора. Хотя написан в 1926-1927 годах и речь в нём шла о коммунизме. То есть и тема ко времени, однако - ни одно издательство не согласилось взять на себя полномочия и риск.
Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос следует представлять себе кто таков - Андрей Платонов.
Настоящая его фамилия Климентов. Платон - имя родного отца, рано умершего.
Он - старший сын в многодетной (11детей) семье рабочего. Родился в 1899. И с самого детства быстро понимал, "как всё устроено" - ум имел инженерный, усидчивый, но и, как всякий русский, склонен был к философии.
Теперь пару слов об эпохе. Как не крути, а эпоха в немалой степени определяет взгляды и ценности человека. Платонов вырос на фоне революционных событий. В революцию верил и ждал великой трансформации как общества, так и человека.
Кроме того, огромное влияние на писателя Платонова оказал мыслитель Николай Фёдоров, которого называли московским Сократом.
Николай Фёдорович Фёдоров мечтал и писал, ни много, ни мало, о воскрешении всех мёртвых. Смерть - считал он, - есть самая большая несправедливость, которую он искал способ исправить. Как?
Всеобщей братской любовью. По теории Фёдорова, когда и если люди смогут по-настоящему объединиться, то вся Вселенная изменится на молекулярном уровне. Люди смогут даже управлять природой за счёт энергии мысли и таким образом решится проблема пищи, а прочие проблемы решит техника. По сути наступит коммунизм и тогда даже мёртвые воскреснут.
В начале 20 века такого рода идеи высказывали в разных формах и другие мыслители, тот же Циолковский, Соловьёв. Поэтому ничего удивительного, что Андрея Платонова захватила столь прекрасная перспектива.
И он всеми доступными ему способами пытался строить "светлое будущее", например с группой (как бы мы сей час сказали волонтёров) а по тогдашнему товарищей построил 80 плотин для мелиорации и повышения урожайности зерновых. Всё это в ответ на голод в Поволжье. Но было этого, конечно, недостаточно. И Платонов по его собственному выражению "строил души из рассыпанных и потерянных слов" - писал в свободное от основной работы время.
Платоновский текст никогда не спутаешь с прочими - слишком своеобразен и непривычен, но именно своеобразность и непохожесть признак искусства.
и даже сам дождь, не отдохнув, снова вставал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирал свое тело в облака
Не зная про влияние идей Фёдорова, понять "Чевенгур" не получится. Либо роман покажется пародией на коммунизм. Что и вышло в итоге. Потому и непечатали.
Но что же происходит в Чевенгуре?
Время действия: первый год после гражданской войны. Кругом разруха. Некий председатель ГУБ ИСПОЛКОМА Шумилин размышляет о том, как, с какого конца восстанавливать хозяйство и приходит ему на ум, что может и не надо ничего восстанавливать? Может оно само? Лес, вон, растёт же естественным образом. Так и социализм вырастет где то на просторах вверенной ему губернии - главное не мешать.
И посылает Шумилин главного героя - Сашу Дванова искать этот стихийно возникший в народе социализм.
По пути Дванову встречаются всякие странные личности - рыцари революции, например человек называющий себя Фёдором Достоевским издал собственный указ отменяющий ночь, мол, чтобы сельхоз растения росли быстрее. И прочие-))
Наконец, где то в глубине губернии Дванов набредает на городок Чевенгур.
Перед нами уютный провинциальный городок, утопающий в яблоневых садах - прямо рай. Работать здесь никто не хотел, все ждали второго пришествия и, действительно, является посланник партии Чепурный. Он-то и берётся за построение коммунизма.
Начать следует с очистки общества от вредных элементов. Вредны прежде всего зажиточные мещане, которые целью своей жизни ставят мшелоимство, то есть материальные блага. Их выводят на площадь и расстреливают.
Но это какой то братский расстрел...
Выпустив пулю в буржуя, коммунист обнимал свою жертву и братался с ним. С пулей внутри буржуй переставал быть хапугой. Он делался таким же, как и его палач.
Пуля разлучала его с имуществом и тогда он мог хотеть товарищества. То есть Платонов описал расстрел, как некую хирургическую операцию по спасению души. Здесь отсылка к идеям Николая Фёдорова.
Имея в виду предстоящее воскрешение мёртвых, все расстрелянные буржуи мёртвы лишь временно. Но когда они воскреснут, то станут уже не врагами, а братьями.
Что же дальше?
Уничтожив буржуев, Чепурный огляделся окрест и не увидел коммунизма. Виноваты в этом, наверное, полубуржуи? Этих, однако, не расстреливают, а просто выгоняют из города.
В итоге остаётся в Чевенгуре 11 человек коммунистов и одна женщина - Клавдюша. Двенадцать всего, как у Блока. Или, как 12 апостолов.
Чепурный ходит по городу и всё вроде бы нравится ему, но как то пусто. Даже обнять по товарищески некого. А ведь у человека, - так и пишет Платонов, - руки устроены специально для объятий.
Надо завести откуда-нибудь трудовые массы. Завозят всякий беспризорный и неимущий контингент, однако вскоре выясняется, что для жизни нужны ещё и женщины. Находят и женский пол. Новые жители Чевенгура расходятся по парам и поселяются в домах буржуев и полубуржуев.
И очень скоро коммунизму приходят кранты. Поскольку каждая баба норовила растащить весь коммунизм под себя.
Молодое государство Чевенгур просуществовало недолго и было захвачено бандой лихачей.
Платонов в романе ставит эксперимент, как бы проверяя идеи Николая Фёдорова на практике. При чём он всею душой "за" всеобщее братство и новую реальность и об этом много сказано в его публицистике, но когда он садится писать художку, тут всё идёт шиворот-навыворот.
В итоге Платонов приходит к парадоксальным вопросам.
Нужно ли трудится? Ведь труд создаёт имущество.
Нужно ли имущество? Ведь оно создаёт неравенство.
И нужно ли жить семьями? Ведь семьи этим имуществом обладают.
Ответов в романе мы не найдём. Разве что из уст Чепурного услышим, что главная задача коммунистов - дружба, а работать должна природа.
Спасибо за внимание!