Найти тему
Navygaming Channel

Подводная лодка Б-413 проекта 641, Россия/79// Подводная лодка-музей и ограждение рубки пр.641

Время неуклонно движется вперед, "уходят корабли", а главное - "уходят люди, которые на них служили - прошлое забывается и только от желания и возможностей человека, общества, зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом. Конечно, сохранить корабль после его вывода из состава флота не просто, но технически возможно. Сохранить боевой корабль в качестве музея - дело еще и дорогостоящее, но сохранение кораблей-ветеранов и их элементов - это проявление людской памяти, которая делает нас людьми, и это не может оцениваться денежными знаками. И это хорошо представляли и в Советском Союзе, и сейчас в России про это не забывают.

79. Памятный объект: Подводная лодка Б-413 проект 641, Россия

Статус: музей на воде

Место расположения: Россия, Калиниградская область, г.Калининград, Военно-морской центр (филиал) Музея Мирового океана, набережная Петра Великого, река Преголь

Открыт: 2 июля 2000 года

-2

Подводная лодка Б-413 (проект 641, "Фокстрот") заложена на "Ново-Адмиралтейском заводе" в г.Ленинграде (сейчас - Государственное предприятие "Адмиралтейские верфи") в июне 1968 году, сдана флоту - 25 декабря 1969 года. После вступления в строй подводная лодка находилась в составе Северного флота, зачислена в состав 96-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ с базированием на г.Полярный.

Летом 1969 года подводная лодка Б-413 в составе отряда кораблей с трех флотов (ракетный крейсер "Грозный", БПК "Сообразительный", БРК "Бедовый", танкер "Карл Маркс", плавбаза "Тобол", танкер "Лена, ДЭПЛ пр.641 Б-400, Б-413) вышли в Атлантику, прошли вдоль американского побережья до Канады и обратно, зашли в Мексиканский залив, оттуда - на Кубу.

-3

В 1970 году Б-413 участвовала в уче­ниях «Океан», в спасательной операции по оказанию помощи К-8, и тогда же еще раз побывала на Кубе. За время службы неоднократно выходила на боевую службу, посещала порты Туниса, Ливии, Сирии, Югославии на Средиземном море. В 1987 году ей было присвоено зва­ние «Отличный корабль». В 1991 году подводная лодка была переведена на Балтику и находилась на ремон­те, который был завершен в 1993 году.

Подводная лодка Б-413 во время ремонта в 2012 году
Подводная лодка Б-413 во время ремонта в 2012 году

Из состава флота подводная лодка исключена в 1999 году, после чего было принято решение о ее переоборудовании в ко­рабль-музей. Б-423 перевели из Кронштадта в Калининград на судостроительный завод «Янтарь», где выполнялись необходимые ра­боты (с 25 декабря 1999 по 30 мая 2000 года). Для посетителей ГШ-музей был открыт 02.07.2000 года. В 2012 году прошла осмотр и очистку корпуса на Светловском судоремонтном заводе, после чего субмарину вернули на ее место у набережной.

-5

Большие, океанского тип дизельные подводные лодки проекта 641 создавались на основе ранее построенных боль­ших ПЛ проекта 611 и имели с ними одинако­вую архитектуру и компоновку вооружения и основного оборудования, число торпедных ап­паратов и боезапас торпед, состав и мощность главных механизмов.

Для справки ПЛ проекта 641: водоизмещение (надводное/подводное) - 1952/2480 т, длина наибольшая - 91,3 м, ширина наибольшая - 7,5 м, осадка средняя - 5,1 м. Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная. Глубина погружения - 280 м, автономность - 90 суток, экипаж - 80 человек.
-6

Однако новые подводные лодки отли­чались от исходных лодок увеличенной глуби­ной погружения, дальностью плавания и авто­номностью, более совершенными средствами навигации, наблюдения и связи. Проект 641 был разработан ЦКБ-18. В ходе серийного строительства подводных лодок проекта 641 было проведено несколько модернизаций лодок. После 1964 года произведена замена двух­тактных дизелей 37Д на более надежные и экономичные, а также менее шумные четырех­тактные дизели 2Д42 с турбонаддувом и дис­танционным управлением. Кроме того, была за­менена аккумуляторная батарея 46СУ на бата­рею 48СМ с повышенной емкостью и пр.

-7
Для справки (пр.641): энергетическая установка: дизель-электрическая, три дизеля 37Д по 2000 л.с.; три главных гребных электродвигателя ПГ-102 по 2700 л.с. (один) и ПГ-101 по 1350 л.с. (два), один гребной электродвигатель экономического хода ПГ-104 по 140 л.с., четыре группы аккумуляторных батарей по 112 элементов. Скорость хода наибольшая (надводная/подводная) - 16,8/16 узлов, скорость в режиме РДП - 8 узлов. Дальность плавания надводная (при усиленном запасе топлива) - 30000 (8,1); в режиме РДП при усиленном запасе топлива - 17900 (8) миль; подводная - 15,3 (16) или 400 (2).
-8

Проект 641 был разработан ЦКБ-18. В ходе серийного строительства подводных лодок проекта 641 было проведено несколько модернизаций лодок. После 1964 года произведена замена двух­тактных дизелей 37Д на более надежные и экономичные, а также менее шумные четырех­тактные дизели 2Д42 с турбонаддувом и дис­танционным управлением. Кроме того, была за­менена аккумуляторная батарея 46СУ на бата­рею 48СМ с повышенной емкостью и пр.

Для справки: вооружение - 6-533-мм носовых ТА, 4-533-мм кормовых ТА, общее количество торпед - 22, взамен торпед - 32 мины МТД
-9

Строительство подводных лодок проекта 641 было развер­нуто на двух Ленинградских заводах: «Судомех» и «Ново-Адмиралтейский». В период 1958-1982 годов построено 75 лодок, из них 19 - по­ставлены за рубеж: 8 подводных лодок - Индии, 6 - Ли­вии, 3 - Кубе и 2 подводные лодки - Польше. Часть экспортных подводных лодок, строившихся по измененным проектам И641 и И641К, до недавнего времени находи­лись в составе ВМС этих стран.

-10

Подводные лодки проекта 641, служив­шие в отечественном флоте, были выведены в резерв и утилизированы в 1970-1980-х годах.

-11

В отсеках лодки развернута (или была развернута) экспозиция "Из истории российского подводного флота". В 2014 году субмарина-музей вошла в список десяти самых популярных музеев России. Что интересно, подводная лодка Б-413 заняла четвёртое место, уступив Эрмитажу, Третьяковской галерее и Оружейной палате. В 2016 году субмарина также вошла в десятку лучших музеев России, и в том же году подводная лодка Б-413, наряду с научно-исследовательским судном «Витязь» и средним рыболовным траулером 129, была включена в реестр объектов культурного наследия народов Российской федерации.

-12

В настоящее время в России уже несколько подводных лодок музеев, причем считается, что в сравнении с другими подводными лодками такого назначения: Б-396 (г.Москва), Б-440 (Вытегра), Б-307 (Тольятти), калининградская Б-413 отличается наибольшей сохранностью оборудования и интерьеров. Видимо процессы "музеефикации" были проведены в минимальном объеме. Кстати, думаю что С-178 в этом отношении тоже достаточно хорошо сохранена.

-13

Следует отметить, что ограждение рубки еще одной подводной лодки проекта 641 с 1998 года находится в откры­той экспозиции «Государственного музея подводных сил России имени А.И.Маринеско» в Санкт-Петербурге (музей был открыт 7 мая 1997 года).

Так сложилось, что я не имел возможности посетить Б-413 в Калининграде, когда я там жил там у пирса Музея мирового океана был пришвартован только НИС "Витязь". А вот в Музее подводных сил России имени А.И.Маринеско в Санкт-Петербурге я побывал в марте 2007 года. Надо сказать честно - внутренняя экспозиция не произвела на меня большого впечатления, больше разочаровала. А вот то, что я увидел рядом, где и было установлено ограждение ПЛ проекта 641 - уже не разочаровало, а вызвало крайне удручающее впечатление. По сути, из мемориала, а именно таким должен быть этот объект из него сделали детскую площадку.

-14

Возможно, если малыши с ранней поры привыкнут к виду рубки подводной лодки, к 45-мм орудию 21-К (а оно разве было на ПЛ пр.641?), к торпедам, минам, якорям и якорным цепям - то у них сформируется определенное, нужное для страны, флота и общества отношение к морской службе и памяти? Сомневаюсь.

Да и дело было не в малышах, и их мамашах, разгуливающих по песочку "палубы надстройки". Дело в том, что состояние всех этих элементов было настолько запущенным, что вызывало самые горькие мысли. Нет, я понимаю, финансирование и т.д., но банку краски то можно было купить, хотя бы директору музея. Но видимо удаленность от "туристических троп" позволяло не особо напрягаться персоналу, при всем моем к нем уважении.

-15

С тех пор я там не было - действительно, далековато туда топать от Финляндского вокзала. Но справедливости ради могу сказать, что встречал в интернете более свежие фотографии, которые представляли все перечисленное в более привлекательном виде, надеюсь это так и есть сейчас. Буду признателен читателям, кто там был в этом году или прошлом, и поможет оценить состояние объекта. Хочется верить, что моя критика напрасна и все изменилось в лучшую сторону.

-16

В любом случае, хорошо, что мы стараемся сохранить как можем то, что помогает не забывать нашем прошлом и о подвигах наших дедов. И надеемся, что за памятниками будет всегда должный уход и внимание.

Уважаемые друзья, а вы были у этого памятника-мемориала? Поделитесь впечатлениями.

P.S. А где в Санкт-Петербурге - «Му­зей боевой славы подводных лодок типа Щ Краснознаменного Балтийского флота имени героя Советского Союза Е.Я.Осипова»? Напомните, кто бывал.