Найти тему

Цифровая школа: международный и российский опыт.

Современные технологии неизбежно проникают в нашу повседневную жизнь, и сфера образования не исключение. Цифровизация школ - это не только о внедрении интерактивных досок или онлайн-уроков. Это означает изменение подходов к обучению, создание новых возможностей для развития учеников и учителей и, конечно, подготовку к будущему, которое уже наступило.

Дорогие читатели, на связи Анна - цифровой хранитель знаний Федеративной Академии Дополнительного Образования. Сегодня, с кандидатом педагогических наук, учителем и экспертом АНО ДПО«ФАДО» Екатериной Змиевской вновь поговорим о технологиях в сфере образования.

Напомню, наша Академия ежегодно выпускает специалистов по педагогике, логопедии и гос.закупкам. Новые профессии можно освоить как с нуля, так и пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Мы активно следим и внедряем в наши учебные процессы новые технологии.

Итак, если сегодняшние школьные уроки и материалы стремятся к цифровому формату, то завтрашние школы будут активно использовать виртуальную и дополненную реальность, персонализированные образовательные программы и более широкое внедрение технологий искусственного интеллекта для анализа данных обучения. Уже сейчас все чаще такие инструменты применяют частные школы в России, предоставляющие детям, чьи родители принимают решение о переводе ребенка на семейный или дистанционный формат обучения.

Если обратиться к мировому опыту, то в Японии уже открылась целая метаверс-школа. В этой частной средней школе дети учатся в метавселенной. На уроки они ходят в своих цифровых аватарах. Стиль аватаров - это анимешные и популярные в Японии кошкодевочки и мальчики. Они получают полноценное образование и аттестат в таком формате. Всё оборудование для обучения предоставляет школа. Ученику нужно только выбрать аватар и ходить на виртуальные уроки.

В Норвегии, например, правительство также приняло решение в пользу технологий и закупило 110 тысяч лицензий GPT 3,5 - Turbo для школьников и учителей Осло. Детей и учителей будут учить правильно и этично, использовать нейросети в обучении и строить образовательный процесс с учётом последних технологий.

Лидером же внедрения новых технологий и цифровизации в мире стал Китай. Правительство сделало ставку на обучение и преподавание с помощью ИИ. Сейчас в стране появилось множество компаний, предлагающих «образование будущего».

Так, компания «Squirrel AI» пожалуй, один из самых успешных стартапов в этой отрасли. «Squirrel AI» предлагает услуги внеклассного алгоритма-репетитора, который помогает ученику набрать максимальный балл на ежегодных стандартизированных экзаменах.

-2

Каждый ученик при работе со «Squirrel» получает индивидуальный учебный план. Чтобы его составить, в начале работы ученику  необходимо ответить на вопросы диагностического теста. Такой тест выявляет уровень знаний. Уже на основании полученных данных программа составляет персональный курс из десятков тысяч мельчайших «порций знаний». В динамике эксперименты показали, что подход компании приносит плоды. Например, исследование, проведенное еще в октябре 2017 года, подтвердило, что алгоритм готовит учеников лучше, чем опытные репетиторы. 

Обратим внимание на еще один стартап в Китае - компания Alo7. Использует ИИ для обучения английскому языку. Вместо жесткого тестирования он нацелен на стимулирование творчества, лидерства и других мягких навыков. Помимо алгоритмов, используются традиционные учебники и онлайн-уроки с преподавателями-людьми. Такой «гибридный» подход Alo7 завоевал немалую популярность: Услугами компании сегодня пользуется уже около 15 млн пользователей.

Наиболее же масштабным проектом в системе российского образования можно отметить  МЭШ – Московская электронная школа. МЭШ - это импульс для развития образовательных технологий. Проект представляет собой интегрированную платформу, обеспечивающую доступ к цифровым учебным материалам, образовательным ресурсам и инструментам для управления образовательным процессом. Это позволяет учителям создавать интерактивные уроки, формировать онлайн-курсы, а также проводить оценку и отслеживать успеваемость учеников.

Сегодня МЭШ уже предлагает широкий диапазон образовательных контентов, включая лекции, учебники, тесты, видеоуроки и интерактивные приложения. Это позволяет учащимся расширять знания вне аудитории и получать доступ к качественным учебным материалам по различным предметам. Учащиеся могут проходить обучение в любом месте и в удобное время, что существенно расширяет возможности обучения.

В свою очередь, учителя превращаются и будут превращаться в кураторов знаний, помогая ученикам не только освоить определенный материал, но и научиться мыслить творчески, решать проблемы и работать в команде. Цифровые инструменты обеспечивают учителям возможность создания интерактивных задач, тренировочных упражнений и контрольных работ, организации онлайн-конференций и управления образовательным процессом. Такой подход позволяет обогащать учебный процесс и активизировать учебную деятельность.

-3

Современные технологии создают возможность для учеников осваивать материал более интерактивно и эффективно. Они позволяют учителям индивидуализировать образовательные программы, отслеживать прогресс учащихся и обеспечивать их дополнительной поддержкой там, где это необходимо.

Как мы уже писали в одной из наших статей, ИИ и нейросети, технологии также активно прорастают в российском образовании, и МЭШ тому пример. Отметим, что именно благодаря широкому спектру цифровых инструментов становится  возможным сделать образование более индивидуальным и персонализированным.

Цифровая школа также подготавливает учеников к будущим вызовам, что требует развития у учеников навыков будущего – soft skills. Она учит обращаться с большими данными, анализировать информацию, работать в команде, развивать навыки программирования и цифровой грамотности - все это важные навыки для будущих профессионалов.

Одним из наиболее важных аспектов цифровой школы является создание открытой образовательной экосистемы, которая объединяет школы, колледжи, университеты, профессиональные учреждения и предприятия. Такое партнерство поможет создать гибкие образовательные траектории, более точно соответствующие потребностям и интересам учащихся, а технологии сделают их  максимально эффективными.

Нам очень интересно ваше мнение, наши дорогие читатели. Поделитесь, а как  вы относитесь к развитию и внедрению технологий в сферу образования? Возможно, у вас уже есть опыт в этом или вы категорически против. 

Будем рады вашей обратной связи. Оставляйте ее здесь и приходите подискутировать в наш клуб для педагогов и родителей. Для нас важно мнение каждого! Наш клуб абсолютно бесплатный. В нем есть теплая и уютная атмосфера, ответы на многие вопросы и большая база знаний. Зарегистрироваться в клуб можно здесь