Некоторые считают, что CRM может волшебным образом увеличить продажи и улучшить работу компании. На деле внедрение системы предполагает сложный и трудоемкий процесс, который улучшит процессы бизнеса только в том случае, если будет использоваться с умом. При этом важно знать, что решение перейти на CRM сопряжено с рисками.
Увеличение стоимости проекта
При использовании CRM некоторые владельцы компаний могут заметить, что цена проектов неожиданно возрастает. В основном данный риск возникает из-за того, что на первых этапах работы с клиентом не был согласован полный перечень целей и задач, которые должен был решить проект. В результате появляются вещи, которые не входят в оплату заказчика, при этом необходимы для реализации проекта.
Большой проблемой является нежелание проводить аудит с заказчиком или применение пакетного решения по фиксированной стоимости. В этом случае CRM оказывается неэффективной, в то время как настройка программы потребует вложений, времени и сил.
Растягивание сроков реализации проекта
Данный риск часто возникает из-за проблем с коммуникацией. Заказчик может не своевременно предоставлять важную информацию, либо ответственные лица со стороны клиента уходят в отпуск или сменяются. В этом случае CRM никак не может повлиять на упрощение процесса. Чтобы система давала плоды, важно, чтобы со стороны заказчика с компанией исполнителя работал грамотный, вовлеченный ответственный сотрудник.
Еще одна проблема — отсутствие четких сроков выполнения проекта в договоре. В этом случае заказчик может растягивать относительно дорогой проект до бесконечности, внося постоянные коррективы, не предусматриваемые стороной исполнителя.
Нежелание сотрудников переходить на CRM
Неочевидный на первый взгляд риск, который случается с компаниями, ранее работавшими без системы. Инновации могут быть восприняты в штыки по следующим причинам:
- Сложности с привыканиями к изменениям, психологическое нежелание перестраивать старую работу на новый лад.
- Сотрудники не могут разобраться с системой. Например, возникли сложности с пониманием того, как всё устроено.
- Отсутствие личной выгоды в использовании CRM.
Подобные риски редко, но случаются. Однако такие проблемы легко решать, достаточно работать с сотрудниками, демонстрировать преимущества системы и помогать осваивать инструменты.
Неиспользование CRM
Данный риск часто возникает не из-за сотрудников, а из-за руководителя. Некоторые владельцы компаний вводят систему, но не используют самостоятельно. В результате другие сотрудники также перестают пользоваться системой, находя обходные пути для взаимодействия с заказчиком и его представителями.
Крайне важно, чтобы руководители также пользовались CRM, поскольку они являются примером для остальных членов коллектива. Руководство способно вовлекать сотрудников, что позволит предупредить риск бессмысленных трат на систему.
Если правильно подойти к внедрению, CRM действительно позволяет оптимизировать процессы бизнеса и существенно увеличивает доход от проектов.